Психологический порлат Psy-practice

Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?

Алиса много пишет о критике Фрейда Бинсвангером и Боссом. В частности концепции желания Фрейда, той идеи, что желание обусловлено влечением. И если Бинсвангер, будучи другом основателя психоанализа, пытался примирить их концепции, то Босс уже мог особо не тревожиться по этому поводу.

Основное их возражение - что желание нельзя сводить, редуцировать к биологической потребности, что биологическое - лишь один из модусов. Влечение означает захваченность, в то время как человек проявляет желание из свободы и открытости. В то же самое время желание волюнтативно, то есть имеет отношение к воле человека.

Получается, что во фрейдовской концепции человек утрачивает волю, его собственную свободную волю как субъекта осознающего, в достаточно большой степени подменяет воля, переместившаяся в бессознательное. Фактически воля субъекта подменяется волей бессознательного.

Вспоминаются различные философские концепции, прописывающие волю самого человека как волю, производную от воли Высшей. От Св. Августина до Шопенгауэра... А также - Ницше, настаивавший на автономности воли субъекта, на том, что воля человека является его собственной волей.

Получается, в данной плоскости рассмотрения, что бессознательное заменяет собой некую высшую силу, фактически Бога? Поскольку желания и в целом воля человека выплёскивается именно оттуда?

Впрочем, с учётом того, что содержание бессознательного трактуется как наполненное деструктивными и сексуальными желаниями, было бы точнее сравнить его не с высшей, а с низшей силой... Да уж, куда только не заведут размышления и ассоциации...

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку