Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься от 10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
К оплате: 0.00$


Наша цель - создать конкурентные условия при поиске психолога. Обеспечить приток новых психологов на сайт и поощрять активность пользователей.

Как будут списываться балы:
Если у вас до 2000 баллов то списываться будет 10 баллов в день.
Если больше 2000 то будет работать правило "делителя на 100" *
Но при этом остается несгораемая сумма баллов за предыдущую активность на сайте.
Каждая опубликованная статья +5 баллов плюс +10 стартовых баллов.

* правило "делителя на 100" будет рассчитываться следующим образом:
количество баллов / 100 = целый остаток округлен в меньшую сторону до десятых.

например:
2550 / 100 = 20
18700 / 100 = 180

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО СПИСАНИЮ БАЛЛОВ ВСТУПИЛИ В СИЛУ С 01.01.2019г.

Как заработать балы бесплатно:

За оригинальную статью (ранее не публикуемую в Интернете) будет начислено +200 баллов. Если на момент проверки уникальности статьи, она опубликована на других ресурсах, то Вы получите +60 баллов. Проверка на уникальность и начисление баллов будет проведена на протяжении 48 часов после публикации на портале.
За 500 просмотров статьи Вам насчитывается +50 баллов;
За 1000 просмотров +50 баллов;
За 5000 просмотров +100 баллов.

Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Существует ли "внутренний мир"?

Подписаться на автора Существует ли "внутренний мир"?
11 Мая 2016 11:10:38
4365

Один из важнейших аспектов присутствия, который невозможно обойти вниманием в процессе его обсуждения, заключается в его целостности. Невозможно присутствовать одной какой-то своей частью. Например, «внутренним ребенком» или «внутренним мазохистом». В классической и современной психотерапии особой популярностью пользуются представления о полярностях и субличностях. Это общий для психотерапии вирус, поразивший ее повсеместно вне зависимости от направления и школы. Даже если методология психотерапии основана на принципе холизма, что свойственно, например, для гештальт-терапии, всепроникающий вирус «психологического расчленения» проникает нередко и туда. Стало уже общим местом не только в среде обывателей, но и среди профессиональных психотерапевтов обсуждать проблемы «внутреннего критика» или «агрессивной части». Так, как будто бы внутри нас живет какой-то паразит, который заставляет нас делать то или иное действие, совершать тот или другой поступок. Иногда внутри человека разворачиваются целые баталии между этими паразитами. Чего стоят, например, размышления о top dog и under dog самого основателя гештальт-терапии Ф. Перлза . 

О внутреннем мире. Повторю, присутствие целостно. Я присутствую в контакте всей своей сущностью. Целиком, без остатка. Или не присутствую вовсе. Полагаю, идея полярностей, спроецированная на внутренний мир, выглядит очень соблазнительной по нескольким причинам. Во-первых, «деление себя на части» снижает ответственность. Хотя в некоторых случаях даже позволяет успешно расправиться с ней без остатка. И действительно, как можно отвечать за то, что делает «внутренний ребенок», «внутренний провокатор», «внутренний садист» или «внутренний разгильдяй»? Никак. А если поселить внутрь себя целый гвардейский полк «внутренних мерзавцев», то и спать можно спокойно, даже если не заплатил налоги. Правда, у этой тенденции есть побочный эффект. Если распределить себя по субличностям, то от вас ничего не останется. Но некоторых людей и это не пугает. Уж очень не хочется нести ответственность за свою жизнь и ее коллизии.

Вторая причина, на первый взгляд, выглядит противоположной только что описанной и предполагает возможность управления происходящим со мной. Иначе говоря, если я знаю о существовании «внутреннего кролика» или «внутреннего козла», то мне становится понятным как контролировать его. Например, можно посулить ему «внутреннюю морковку» или «внутреннюю капусту». Так же, как любому «внутреннему садисту» противостоит «внутренний или внешний садист». Внутренний мир оказывается пространством, поддающимся контролю при условии, что человек понимает, как он (внутренний мир) организован. Разумеется, что процесс психотерапии, основанный на представлениях о внутреннем мире, представляет собой нарциссический проект. Просто нужно внимательно присмотреться к тому механизму, который работает внутри для того, чтобы машина под названием «человек» стала функционировать с меньшим количеством системных сбоев. Таким образом, осложнения в жизни человека, а также развивающиеся симптомы психологического или психосоматического свойства можно начать корректировать посредством вмешательства в процесс взаимодействия команды, которая находится на борту механизма «человек».

На самом деле соответствующие психотерапевтические вмешательства могут быть вполне полезными и успешными. Они могут приводить и приводят к облегчению жизни человека, избавлению его от страданий. Однако в этом процессе теряется нечто большее – то, что делает человека человеком. Его выборы, ощущение одиночества в своих поисках Пути, его страдания и странствия в ситуации неопределенности и изменчивости жизни. Кроме того, всерьез относясь к концепции внутреннего мира, мы не можем не обесценить значение для психотерапии представлений о поле и контакте. Мы снова возвращаемся к индивидуалистической парадигме, основанной на принципе психического детерминизма. Возвращаясь к методологии диалогово-феноменологического подхода в психотерапии, отмечу, что все ее «завоевания» в виде концепции контакта, переживания и пр. оказались бы в этом случае девальвированными. Разумеется, что в полной мере это относится к представлениям о присутствии. Рассуждать о взаимодействии «внутренней женщины» и «внутреннего мужчины» и присутствовать одновременно просто невозможно. Наоборот, в тот момент, когда мы ловим себя на размышлениях о внутреннем мире, своем собственном или клиента, мы, скорее всего, сталкиваемся с невыносимостью Быть в контакте. В этом случае мы можем продолжить свои размышления и даже на их основе выстроить серию терапевтических интервенций. Или же предпримем риск остановиться и внимательно прислушаться к происходящему в феноменологическом поле. И обнаружив в контакте с другим человеком страх, стыд или боль, рискнем переживать их, смело вступив в контакт всей своей сутью. Или выберем возможность воздержаться от присутствия, продолжая осознавать происходящее в поле.

Итак, с точки зрения диалогово-феноменологической психотерапии, апеллирование к внутреннему миру, по большей части, представляет собой форму не-Бытия и избегания переживания. Таким образом, психотерапия, фокусированная на переживании, не может всерьез оперировать представлениями о внутреннем мире. И не только по этой причине. Есть еще одно основание, которое заставляет нас относиться скептически к концепции внутреннего мира в психотерапии. Само по себе словосочетание «внутренний мир» отсылает нас к представлениям о его принадлежности тому или иному субъекту. В то время как мы потратили десятилетия эволюции психотерапии для того, чтобы прийти к методологии, фокусированной на контакте, которая предполагает децентрализацию, т.е. независимость от понятий субъекта и объекта. Концепция же внутреннего мира девальвирует это достижение. Представления о субъекте и объекте, характерные для нее, снова в полной мере концентрируют «в своих руках» всю власть в психотерапии. Кажется, уже приведенных мною доводов достаточно, чтобы обосновать причину, по которой в рамках диалогово-феноменологической психотерапии не стоит увлекаться идеей внутреннего мира.

Теперь несколько слов о самой природе «внутреннего мира». Одним из общих мест и общественного сознания, и индивидуалистического психотерапевтического мышления всегда были и остаются представления о психике внутри человека. Никогда это положение всерьез не подвергалось сомнению, а уж тем более ревизии. В то же время представления о внутреннем мире находятся в противоречии с теорией поля. Существует ли он вообще? Или это глобальная иллюзия, в которую многие предпочитают верить? Разумеется, это просто метафора. Метафора, которая помогает осмыслить наше поведение, наши поступки, наши выборы, нашу жизнь в целом. Помогает каким-то образом отнестись к ним. Вера в существование внутреннего мира вполне психологически понятна. С ней спокойнее жить. Даже если внешне дела не ладятся, жизнь находится под угрозой краха, всегда остается надежда на внутренний мир. В конце концов, есть нечто стабильное, что не меняется так быстро, как обстоятельства жизни, что оказывается в большей или меньшей мере предсказуемым. Иногда на внутренний мир ссылаются, когда хотят показать, что человек богаче, чем его проявления в контакте. Но единственная ли это возможность размышления о сущности психического? Стоит ли обращаться к концепции внутреннего мира как к уникальному способу объяснить жизнь и поведение человека?

Возвращаясь к методологии психотерапии, фокусированной на переживании, вспомним о теории поля. Может быть, говоря о внутреннем мире, мы ведем речь о сегментах поля, которые в настоящий момент не попадают в фокус внимания терапевтического контакта. Или наоборот, метафорой внутреннего мира мы сегментируем поле феноменов. Особенно в том случае, если не очень готовы их переживать. Таким образом, мы справляемся с тревогой, которая возникает при встрече с этими феноменами. По всей видимости, понятие внутреннего мира годится в качестве метафоры. Не более и не менее. Важно, чтобы она не заменяла переживание. В общем, к концепции внутреннего мира мы выдвигаем такие же требования, как и к другим популярным метафорам психотерапии – переносу, сопротивлению, Эдипову комплексу, архетипам, механизмам защиты и пр. Если это способ осмыслять свой терапевтический опыт, то он вполне годится. Но если это способ относиться к терапевтической реальности, то мы с неизбежностью покидаем поле диалогово-феноменологической психотерапии. Однако, как правило, попытки мыслить в терминах этих метафор, как правило, определяют и сущность самой терапевтической работы. Зачастую очень трудно поддерживать переживание, размышляя о своем опыте в терапии в понятиях внутреннего мира или переноса. 




Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

КАК ОСТАВИТЬ СЕБЯ В ПОКОЕ И ПЕРЕСТАТЬ МЕНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ?
Как поменять свою жизнь, ничего для этого не делая?
Мы живем в эпоху суеты. Это означает примерно следующее – если вы хотите быть счастливым, нужно обязательно что-то делать. И если хотите быть успешным – тоже делать. Даже поменять к чему-то свое отношение – менять же вам, значит и делать тоже вам. Даже изречение «Хочешь быть счастливым – будь» значит то, что за счастье нужно бороться.

А я говорю - нет. Не нужно бороться за счастье. Оно или есть, или нет. Весь фокус в том, мешаете вы ему проявиться, или не мешаете.
Психотерапия – это путь недеяния.
Когда что-то случается в вашей жизни, первое, чем вы начинаете заниматься – это «предпринимательством». Вы думаете, что предпринять, чтобы этого не было, будь то кризис, ссора, отсутствие денег или любви.
Точно так же происходит и в отношениях с другими людьми, у которых произошло что-то в жизни. Вы начинаете что-то советовать, наверняка даже хотите что-то сделать для человека.

К аргументам оппонентов психотерапии переживанием
У диалогово-феноменологического подхода к формированию терапевтических интервенций, равно как и у самой психотерапевтической модели, по всей видимости, найдется немало противников. Более того, с частью возможных возражений я уже сталкивался в ходе презентации модели в разных профессиональных аудиториях. Большинство из них являлись следствием неглубокого знакомства с диалогово-феноменологической психотерапией.
Как работать с суицидоопасным кризисом. Описание случая
Ниже я предлагаю вашему вниманию краткую иллюстрацию терапевтической работы, основанной на предложенной модели психологической помощи. В ней вы можете обнаружить последовательность терапевтического процесса, разворачивающегося в феноменологическом поле, определяемого острыми суицидальными тенденциями, развернувшимися на фоне острого травматического события, переживаемого клиентом.
Схематически эта последовательность может быть представлена следующей цепочкой: принятие уникальности феноменологической картины происходящего – восстановление чувствительности к психической боли – поддержка процесса переживания всех возникающих в поле феноменов (без элективной включенности фасилитатора, и с акцентом на естественной терапевтической динамике поля) – восстановление способности к творческому приспособлению.

Функциональность отношений - хорошо ли?
В том, что мы воспринимаемся партнером по контакту через призму той или иной функции, нет ничего плохого. Мы всегда вступаем в контакт, выполняя и/или ожидая от другого выполнения какой-либо функции. Представления о ней определяются теми нуждами участников контакта, которые наиболее актуальны в той или иной ситуации. Иначе говоря, содержание функций партнеров по контакту структурирует ситуацию. Так появляется контекст. Естественно, что границы и особенности контекста определяют в свою очередь выбор способов контактирования в нем. По этой причине контексты лучше не смешивать. В противном случае свободный выбор способов организации контакта блокируется.
Настоящий контакт возможен лишь при условии возможности отказа от него
Присутствие неотъемлемо от свободного выбора. Оно невозможно, если способность к выбору парализована. При этом контакт разрушается либо деформируется. Он либо парализован вовсе, как например, это происходит в случае психической травмы. Особенно отчетливо мы можем обнаружить такое положение вещей в ситуации насилия, когда жертва просто не имеет возможности покинуть контакт, который уже является для нее токсическим. Либо, другой вариант, контакт начинает регулироваться аварийным способом, который обеспечивает человеку self-парадигма.
ГДЕ ИСКАТЬ СВОЕ СЧАСТЬЕ?
Что такое счастье, где его искать и нужно ли искать именно счастье?

Традиционные представления о счастье довольно часто не являются счастьем. В современном мире, в котором не нужно бороться за выживание, появилось гораздо больше способов быть счастливыми, и, соответственно, больше вариаций этого самого счастья для каждого отдельного человека.
Что же такое счастье?



Топ публикаций
Базовые эмоции Базовые эмоции До сих пор не существует единой интегральной теори...
Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга Чтобы преодолеть внутриличностный конфликт (ту...
Право на счастье или Имея наглость быть. Право на счастье или Имея наглость быть. Жить так как вы живёте – с тем уровнем доходов, бл...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice