Вопреки очевидному, установление порядка и разрушение установленного ранее находятся в глубинах, неподвластных человеческому контролю. Тайна состоит в том, что только то, что может разрушать себя самое, воистину является живым.
Карл Густав Юнг
Если бы люди больше осознавали, каким строгим универсальным законам подчиняются даже самые дикие и произвольные фантазии…
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг
Аутоагрессия как проявление человеческого поведения изучается и объясняется на все лады не только разными дисциплинами, но даже в рамках психологии, среди приверженцев одного направления нет единого мнения. Это помогает расширить понимание феномена, но разобщает усилия специалистов. Не смотря на то, что некоторые формы человеческой самодеструктивности выглядят откровенно пугающими, они являются логичным продолжением той внутренней психической правды, в которой живет человек. Чтобы их понять, необходимо узнать какая мифическая фантазия разыгрывается в душе человека, каков внутренний смысл. В любой детсадовской группе найдется малыш с царапинами и синяками, которые он прячет от посторонних глаз. Это не результат падения, его никто не бил. Это следы самонаказания за плохой поступок, отчаянная попытка изменить, улучшить себя. Почему именно такой способ психика сочла наилучшим для выживания, за что наказывает себя эта душа, от чего, еще более непереносимого она защищается? Над этими вопросами будет ломать голову психотерапевт.
Крайней формой самодеструктивной деятельности человека является суицид. Если некоторые виды аутоагрессии (например, хроническое чувство вины, неумение и нежелание защищать свои интересы) имеют социально приемлемую форму, то самоубийство осуждается практически всеми социальными институтами. Медицина видит самоубийстово как симптом болезни. С позиции теолога это акт вероотступничества и вызов Творцу. С точки зрения государства суицид – событие, расшатывающее социальную структуру. Неудивительно, что феномен самоубийства изучается особенно пристально. Исследуется его связь с алкоголизмом, диабетом, психозом и другими заболеваниям. Есть зависимость между количеством самоубийств и атмосферным давлением, экономическими кризисами, сезонными изменениями, родом занятий, религиозной принадлежностью, расой, местом жительства. Анализ психологического смысла действий пациентов при принятии ими решения о самоубийстве выявил ряд составляющих, не имеющих отношения к конечной и очевидной цели суицида – смерти. Это крик о помощи, послание для которого не находится слов, потребность человека в совершении хотя бы и нерационального, но действия в субъективно неразрешимой ситуации, снятие эмоционального напряжения, желание его хоть как-то ослабить, стремление устраниться из ситуации, отдохнуть, желание выразить активный протест против сложившегося положения, желание отомстить любимому человеку и всему миру за свою боль. Исследователи обнаружили, что практически при любом виде суицида отсутствует истинное желание смерти. То есть психологический смысл суицида, как правило, сложный, неочевидный не только для окружающих, но и для человека, захваченного суицидальными мыслями.
На мой взгляд, наиболее интересной и обнадеживающей является позиция аналитической психологии. Порыв к самоубийству у взрослого человека является стремлением к трансформации. Прежняя роль износилась, обветшала, перестала приносить удовлетворение, она сковывает, но новая еще слишком слаба, чтобы родиться и заявить о себе. Под словом «роль» в данном контексте я понимаю прежнее положение в обществе, установку в отношении чего-либо, идеалы, убеждения, любовь и пр. Образ смерти появляется, чтобы подготовить путь для этой трансформации. Он так привлекателен, потому что по сути отвечает запросу человеческой души: что-то должно умереть. Построенная человеком жизнь становится клеткой личностных обязательств, из которой хочется выскочить. В таком случае «…самоубийство – это попытка перейти из одной сферы в другую с применением силы и через смерть» (Джеймс Хиллман)
Не уверена, что статья или совет могут существенно помочь, когда человеческая душа яростно настаивает на своем намерении умереть, но все таки…чем более сознательным и честным остается человек, проживающий свое отчаянье, чем дольше он его способен выдержать, тем меньше шансов, что самоубийство произойдет случайно, преждевременно и прервет желанную трансформацию. «Терпеливое наблюдение за безмолвными событиями своей души вознаграждается» (К.Г. Юнг)
В тесте Сонди (автор концепции Леопольд Сонди психолог, психоаналитик) имеется профиль, названный синдромом самоубийства. Для него характерно прилипание к персоне - к образу себя, который привычен, но в настоящее время почти потерян для индивида. Именно эта ирреальная связь порождает мысль о самоубийстве. У людей, совершивших попытку суицида и выживших совершенно иной профиль. Не смотря на приобретенные травмы и болезни, иногда трудно переносимые, они находятся в поиске и ожидании нового.
Фильм «Игра» 1997 года думаю, отчасти может стать иллюстрацией написанного. Главный герой в исполнении Майкла Дугласа в начале фильма переживает похожий кризис и балансирует на грани между жизнью и смертью. Внешнее поведение героя вполне обычно, но интерес к жизни уже отсутствует, отсутствуют близкие и ценные отношения. Они есть, как выяснится в конце фильма, но герой не может или не хочет увидеть их как ценность. Зато растет и проявляется интерес к смерти отца; тот покончил с собой, бросившись с крыши своего особняка примерно в возрасте главного героя. Интересно, что отец главного героя описывается как крайне незаметный человек. Но способ самоубийства, выбранный им наоборот, самый что ни на есть демонстративный. Благодаря инициативе младшего брата, герой вовлечен в игру-мистификацию, где ставкой становится его благополучие и жизнь. Пережив все возможные страдания и потери, главный герой в конечном счете получает свое смертное переживание и надежду на обновление.