Как быть, если вы постоянно устаете.
У итальянцев есть выражение — dolce far niente. Которое прижилось в самых разных языках. В русском в том числе. Его еще Пушкин с Батюшковым в своих радостных письмах употребляли. Dolce far niente — значит сладкое ничегонеделанье. Искусство убивать время. Пинать балду.
Не так просто, на самом деле – ничего не делать. И чтобы от этого еще и стало хорошо.
Как, а длинный список важных дел? А перечень фильмов, которые давно хочется посмотреть? Друзья, с которыми всё некогда? Стопка купленных и пока не прочитанных книг? И еще гигабайты — скаченных? Запылившийся велосипед? И как это вообще – ничего не делать? Может, принять ванну? Пойти погулять? Кому-то позвонить?
И никакого блаженства поймать так и не удается. Вместо этого только тревога и неудовлетворенность собой. Потеря смыслов. Еще бы, столько времени — и коту под хвост.
А ведь они это умеют – коты. Просто наслаждаться жизнью. Важно и с достоинством ничего не делать. Растекаться по дивану, словно жидкие. Тихо часами смотреть в окно. В такие часы кажется, что они знают что-то такое, что тебе неведомо. Какой-то главный смысл, который может открыться только в безделье, и только если ты – тоже — откроешься ему.
«Ничегонеделанье — самое трудное в мире занятие, самое трудное и самое духовное», — знал в этом толк Оскар Уайльд.
Еще бы не духовное. Устоять перед нарастающей тревогой, перед компульсивным стремлением чем-то заняться. Выдержать пугающую пустоту внутри, останавливая себя от желания эту пустоту чем-нибудь заполнить. Прислушаться к внутренней тишине. И начать что-то слышать. Где-то там. Близко. Ближе не бывает.
«Иногда душу можно ощутить только после того, как наощущался пустоты», — говорит психотерапевт Александр Алексейчик.
Вячеслав Полунин практикует
Создатель технологии счастья Вячеслав Полунин придумал для этого свой закон «ноги в воду». Сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать, сидеть и думать… Он этим занимается раз в три-пять лет. Когда понимает, что пора менять направление.
Раз в пятилетку — это генеральная ревизия. Хорошо еще проводить регулярную инвентаризацию. Например, устраивать себе пустые дни. Скажем, раз в неделю. Или хотя бы пустой вечер. Остановку. Привал.
Более того, безделье можно включить в свою жизнь вообще перманентно. Практикуя его просто всегда.
Например, даже что-то делая, позволять при этом себе и бездельничать одновременно. Как советовал Пабло Пикассо: «Всегда работайте не в меру ваших возможностей, а ниже этой меры. Можете осилить три элемента – используйте только два. Можете осилить десять – используйте пять, тогда с теми, которые вы используете, вы справитесь играючи, мастерски, и по вашей работе будет видно, что у вас есть еще сила в запасе».
Чжуан Цзы и бабочка
И тогда, с практикой сладкого безделья, и наступит оно, просветление. Как в дзенской притче о мяснике, по мотивам Чжуан-Цзы.
Плохой мясник видит перед собой только тушу. Он режет сухожилия и разрубает суставы. У него тяжелая работа. Он сильно устает. И точит свой нож по нескольку раз в день.
Иное дело хороший мясник. Этот точит свой нож лишь раз в день, перед началом работы. Он режет только по мясу, обходя сухожилия и расчленяя суставы. Правда, и он устает неслабо.
Но порой встречается среди мясников подлинный мастер. Он не режет мясо, не разрубает артерии, вены, мышцы и жилы. Он не прилагает усилий. Его нож скользит по промежуткам между мышцами, пленками и связками, не повреждая тушу, а легко расчленяя ее. Он легко и с удовольствием разделывает тысячи бычьих туш, и лезвие его годами остается свежезаточенным.
А чем-то всё-таки похож Фет на Полунина
Делать что-то легко – это сложно. Нет, не этому нас учили. А напряженному труду и самоотверженной борьбе.
Помню, как в школе мы проходили Фета. Вернее, Фета в школе мы не проходили.
Ему было посвящена лишь пара абзацев в учебнике. Там говорилось, что настоящий поэт обязательно отстаивает гражданскую позицию и борется со злом. А вот Фет ничего такого не делал. И поэтому он был неправильный поэт. Он даже практиковал «искусство ради искусства», пустой и вредный принцип разных там безответственных эстетов.
И в конце этих абзацев меленьким шрифтом было напечатано одно его легкое, поражающее своей стройностью стихотворение. (Конечно, в качестве примера как делать не надо). Вот оно:
«Quasi una fantasia»
Сновиденье,
Пробужденье,
Тает мгла.
Как весною,
Надо мною
Высь светла.
Неизбежно,
Страстно, нежно
Уповать,
Без усилий
С плеском крылий
Залетать
В мир стремлений,
Преклонений
И молитв;
Радость чуя,
Не хочу я
Ваших битв.