Термин “созерцание” был введен в обиход нашим американским коллегой Питером Ралстоном. Работа Ралстона включает в себя понимание механики работы сознания в человеческом теле. Как только нам становится понятным, зачем и почему у нас возникают эмоции, мы можем научиться взаимодействовать с ними стратегически и создавать свой жизненный опыт осознанно. Другими словами, методы этого удивительного человека позволяют взять жизнь в свои руки!
Например, Ралстон помогает людям увидеть, что все эмоции мы создаем сами. Распознание бессознательных механизмов, генерирующих и запускающих эмоциональные реакции, краеугольно для трансформации нашего жизненного опыта. Мы покидаем кораблик жертвы и пересаживаемся на роскошный лайнер, занимая свое законное место как капитан корабля.
Основной метод по взаимодействию с эмоциями, предлагаемый Ралстоном, называется созерцание. Я предполагаю, что большинство читателей на этом ресурсе подкованы в контексте психологической работы и с энтузиазмом относятся к исследованию своего внутреннего мира. Я счастлива презентовать созерцание - для моих опытных коллег оно наверняка будет перекликаться со знакомыми им техниками или в каком-то смысле покажется вариацией каких-то из них, поэтому я призываю отнестись к подобному описанию с дружелюбием и, возможно, пополнить арсенал существующих инструментов новообретенными осознаниями.
Созерцание начинается с определения нежеланного чувства - эмоции, которая приносит дискомфорт. В первую очередь, нужно сконцентрироваться на этом чувстве. Если оно происходит не сейчас, следует воскресить его в памяти - настолько ярко, насколько возможно.
Теперь нужно проникнуться этим чувством. Прочувствуйте его максимально целостно, растворите сознание в нем. Позвольте ему завладеть всем вашим вниманием. Удерживая внимание на этом чувстве, спросите себя: Почему я это чувствую? Что находится под всем этим?
В качестве примера, приведу чувство, время от времени посещающее меня - беспокойство, возникающее всякий раз, когда я отправляю важное письмо. Для начала, я вознамерюсь максимально пропитаться беспокойством. Здесь важно не отвлекаться на ассоциации или попытки как-то справиться с чувством, изменить его. Я буду находиться с чувством, сколько понадобится, направив свой ум на его уникальный почерк в моем опыте, и время от времени убеждаться, что ум не отправился по своим делам.
Как только я ощущаю, что мне удалось вчувствоваться в свое беспокойство, я спрошу себя: Что лежит под всем этим? Другими словами, что находится под моим беспокойством? Что мое беспокойство сообщает мне? Что я на самом деле пытаюсь выразить, беспокоясь? Важно не поддаваться на соблазн спрятаться в рассуждениях: созерцание - это не интеллектульное упражнение, и не попытка найти словесный или заученный ответ. Здесь важна искренность, умение оставаться со своими реальными ощущениями в моменте, стремиться обнаружить истинную первопричину, вызывающее чувство для вас.
В случае с беспокойством, в какой-то момент меня может осенить, что мое беспокойство - это форма страха. Я боюсь, что сделала ошибку в письме, и что меня сочтут некомпетентной. На данный момент, страх некомпетентности - самая глубокая и подлинная для меня причина моего беспокойства. Но я не буду останавливаться на этом и постараюсь пробиться дальше. Я спрошу себя: Если я некомпетентна, что это для меня значит? Возможно, здесь я осознаю, что в моем случае, некомпетентность равна отсутствию любви. Если я сделаю ошибку, другой человек заберет свою любовь у меня, бросит меня. Я боюсь, что любовь моего адресата связана с моей способностью всегда быть правильной, делать правильный выбор, действовать правильно. Следовательно, допуская ошибку, я чувствую, что рискую потерять его любовь.
В современной психологии принято связывать открытия подобного плана с детскими травмами - это может иметь место и здесь, но лично я нахожу, что если травмы были один раз проработаны, и связь между ними и настоящим опытом была установлена, спускаться в детские переживания в процессе созерцания будет ненужным маневром. Цель созерцания - определить предположение, активирующее эмоцию. Эта эмоция, в свою очередь, вызовет реакцию в форме действия - я сяду беспокоиться, начну рационализировать, покручу пальцем у виска, скажу себе, что все в голове. Все это - способы реагирования. Если я наблюдаю, что постоянно вовлекаюсь в них, и это причиняет мне дискомфорт, делает меня бессильной перед лицом обстоятельств, и я бы предпочла реагировать по-другому, благодаря созерцанию я обретаю силу изменить свой опыт. Я понимаю, что концептуальная конструкция, которую я называю “я”, “моя личность” рулит моим опытом, вызывая эмоциональные реакции в попытке защитить себя.
Задача созерцания - раскрытие первоначального предположения, которое вызывает мои реакции. Только обнаружив это предположение, я смогу понять свое поведение. Исходя из осознания, что в корне моего беспокойства - страх потерять любовь другого человека, я иду глубже и нахожу, что верю, что я в корне не любима. А если я не любима, я чувствую себя плохой, ненастоящей, фальшивой. Это значит, я не заслуживаю жизни.
Таким образом, я выяснила, что допущение ошибки трактуется моим умом как прямой путь к собственной кончине, как бы нелогично это ни звучало. В “Книге Незнания”, Питер Ралстон подчеркивает, что цепочки не должны звучать рационально - в большинстве случаев, их нелогичность для ума будет очевидна. Это не должно препятствовать принятию связи как истинной.
В своем основе все эмоции возникают, чтобы защитить чувство подлинности личности - “я”. Внутри мы ощущаем глубокое незнание, кем мы являемся. Мы подозреваем, что вся концептуальная деятельность, на которую мы ссылаемся, произнося слово “я”, не отражает нашу истинную природу. Тем не менее, инстинкт “выживания себя” заставляет сохранять и поддерживать “я”-конструкцию. Страдания возникают, когда мы отождествляемся с “я”-конструкцией, не являясь ею на самом деле. Другими словами, мы страдаем, когда считаем себя не тем, кем мы есть.
Осознание своих движущих предположений, достигаемое в созерцании, делает бессознательное осознанным - а работать мы можем лишь с тем, что осознанно. Как работать с ложными убеждениями, знает каждый психолог. Фокус в том, чтобы осознать наши самые родные убеждения (например, что я - это отдельная личность, или что объективный мир, отдельный от меня, существует) именно как убеждения, а не как факты реальности.