«Для меня стало важным открытием,
когда я обнаружила у своих пациентов
бессознательную потребность
сохранять их заболевания».
Джойс Макдугалл «Театры тела»
В статье речь идет не об острых, а о хронических симптомах. Текст статьи представляет собой результат отрефлексированого терапевтическо опыта работы с клиентами, обратившимися с симптоматическим запросом.
При работе с хроническим симптомом неизбежно сталкиваешься с сильным сопротивлением клиента. Это сопротивление, как правило, бессознательное и направлено на удержание симптома. Еще З. Фрейд в свое время писал об этом, называя такой феномен - вторичная выгода симптома.
Попробуем разобраться в сути этого феномена. Чем вызвано сопротивление? Чему сопротивляется клиент? Как его преодолеть? В каких случаях не нужно это делать?
Перечислю основные причины сопротивления симптома:
- привычка;
- потеря сложившейся идентичности;
- потеря привычных способов удовлетворения потребности;
- потеря манипулятивного способа решения проблемы;
- необходимость пересмотра системы ценностей;
- потеря привычных смыслов;
- утрата сложившихся смыслов для близких людей;
- страх изменений.
Остановлюсь подробнее на выделенных выше причинах.
Привычка
Первоначально возникший симптом мешает человеку, не вписывается в его сложившиеся способы жизни, заставляет менять паттерны поведения, формировать новые привычки. Однако со временем «симптоматический способ жизни» становится автоматическим. Острота и интенсивность неприятных ощущений снижаются и становятся хроническими. Симптом, первоначально являясь элементом клинической картины болезни, со временем врастает в структуру личности и даже может стать одной из ее черт.
Симптом смещает фокуса внимания клиента с его психологической проблемы (проблемы отношений с собой, Другим, Миром) на себя. Эмоциональные Я-переживания сдвигаются в область ощущений и переживаний по поводу симптома. Человек в итоге получает временное ослабление тревоги – она из острой переходит в хроническую и перестает осознаваться и переживаться как проблема. На периферии сознания остается только недифференцированная тревога.
Человек оказывается в итоге зациклен на симптоме – попадает в ловушку симптома - и перестает личностно расти. Значительная часть энергии личностного роста оказывается направлена на жизнь с симптомом и попытки его преодолеть.
Со временем, он научается жить с симптомом, привыкает к нему. А привычки менять непросто.
Потеря сложившейся идентичности.
Симптом, вросший в образ Я, становится его частью, компонентом идентичности человека. Симптом собственно и возникает на месте «дыры в идентичности» с целью ее заткнуть (Г. Аммон). В этом случае избавление от симптома неизбежно привело бы и к изменению идентичности.
Но у человека нет пока другой – «бессимптомной идентичности». Изменить идентичность непросто. Для этого должны быть какие-то серьезные причины, типа личностного кризиса или какого-то «потрясающего» личность события. И человек упорно удерживает уже сложившуюся идентичность, опирающуюся на симптом и поддерживающую его.
Потеря привычных способов удовлетворения потребности
С помощью симптома, как известно, человек получает возможность удовлетворить ряд своих потребностей. Симптом предоставляет ему возможность получить, внимание окружающих, заботу, любовь, отдых, возможность не делать что-то того из того, чего не хочешь и пр. Симптоматический способ контакта открывает возможность человеку уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы.
В случае же прибегания к симптому для удовлетворения социальных потребности, человек имеет возможность не просить напрямую других об этом. Это кривой, зачастую манипулятивный способ контакта, который позволяет просить о чем-то не прося.
Следовательно, отказываясь от симптома, человеку придется отказаться и от привычных для него способов удовлетворения потребностей, заняться поиском других, бессимптомных способов – более прямых, которые по ряду причин пока не доступны для него. Смотри об этом мою статью "Психосоматические игры"
Необходимость пересмотра системы ценностей
Хронический симптом (особенно тяжелый, связанный с ограничением возможностей) неизбежно меняет систему ценностей личности. Для такого человека на вершине пирамиды его ценностей оказывается ценность здоровья. А ценности, как известно, определяют цели-задачи личности, формируют ее траекторию развития. Перспектива же избавления от симптома неизбежно приведет и к пересмотру ценностей человека. А это потребует от него дополнительных усилий и осознаваний.
Утрата сложившихся смыслов для близких людей
Симптом со временем обрастает различными смыслами. Это относится не только к самому носителю симптома, но и тем людям, которые окружают человека. Близкие люди, живущие с носителем хронического симптома, неизбежно вынуждены включаться в сложившуюся «симптоматическую ситуацию». У них появляются новые функции-обязанности. Кто-то делает это из сострадания, кто-то из вины, кто-то из долга. В некоторых случаях симптом может стать даже смыслом жизни для человека, живущего с носителем симптома. В этом случае, перспектива избавления от симптома у их близкого, может вызывать сопротивление семейной системы, либо ее отдельных заинтересованных членов. Смотри мою статью "Симптом как системный феномен"
Вышеперечисленные причины сопротивления симптома, как правило, не осознаются человеком. Не осознаются – не значит, что они не доступны для него. Для самого человека они чаще всего проявляются в виде страхов. Основным страхом здесь является страх изменений. Это общий страх включает в себя ряд конкретных страхов:
В терапии симптома необходимо встретиться с выделенными страхами клиента, проработать их и преодолеть.
Одного лишь осознания причин и механизмов симптома чаще всего бывает недостаточно для его исчезновения. Это лишь начало работы с ним. Самое сложное для клиента здесь, как бы это ни казалось странным, это отказаться от симптома, заменив его другим - бессимптомным способом жизни. Важно, прежде чем отказаться от симптома, найти и освоить другой, более эффективный способ жизни, более продуктивные формы контакта с миром, другими и с собой.
Основными вопросами для работы на этом этапе будут следующие:
На этом этапе уместными становятся терапевтические эксперименты, позволяющие клиенту встретиться и пережить новый опыт и ассимилировать его в свою новую идентичность.
В противном случае клиент, лишенный привычных, симптоматических форм жизни оказывается дезинтегрированным и растерянным. И ему не остается ничего другого, как, либо возвращаться к привычному симптому, либо заменять его другим.