×
Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.


Уважаемый читатель сайта!
Приглашаем присоединиться к нашим социальным страницам. Спасибо, что ты с нами!
Спасибо, я уже с вами!
Авторизация Регистрация
Логин:

Пароль:
psypractice

Топ публикаций

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.


Мы в соцсетях
Новое на форуме

Перейти на форум

Укажите ваш E-mail


подписаться

Скандинавская мифодрама: обретение целостности

08.08.2015 14:42:03
Подписаться на автора
4218
Скандинавская мифодрама: обретение целостности
Скандинавская мифодрама: обретение целостности


Теоретическое осмысление скандинавского мифологического цикла дополнено рекомендациями по психодраматической постановке мифов и иллюстрировано примерами из практики автора. В книгу вошли авторские структурированные упражнения: "Поединок скальдов", "Девять миров дерева Иггдрасиль", "Руническая мифодрама".

Что такое мифодрама?

Мифодрама – это метод психотерапии, терапевтический эффект которого достигается путем драматической постановки мифологических сюжетов. То
есть, если в психодраме мы драматически инсценируем личную историю протагониста, в социодраме – историю группы, то в мифодраме мы
инсценируем миф и ожидаем получить от этого действия психотерапевтический эффект.

С какой стати?
С моей точки зрения, эффективность мифодрамы зависит: (1) от того, насколько точно содержание мифологического сюжета соответствует
внутренней психологической реальности индивидуального клиента или участника группы и (2) от правильной организации мифодраматического
действия. Это настолько общее место, что вряд ли найдется кто-нибудь, кто с ним не согласится, осталось только выяснить, что такое «точность
соответствия» и «правильность организации».

Начнем с первого. 
Первым из психотерапевтов, кто положил в основу своего учения тот факт, что содержание мифа и содержание человеческой души имеют что-то общее,
был Карл Густав Юнг: «Понятие архетипа... вытекает из многочисленных наблюдений над мифами и сказками мировой литературы, которые, как
оказалось, содержат устойчивые мотивы, которые неожиданно обнаруживаются повсюду. Мы встречаем эти же мотивы в фантазиях, снах,
бреде, галлюцинациях индивидов, живущих сегодня» (27, с. 123). Итак, речь идет об «устойчивых мотивах», которые лежат в основе как мифологической, так и психической реальности. Проблема возникает, когда мы задаемся вопросом о том, соответствует ли данный миф проблеме клиента - и это уже вопрос об интерпретации мифа.

 Существует множество подходов к интерпретации мифа - от антропологических до собственно психотерапевтических.

Что такое вообще интерпретация? Берет исследователь некий факт (в нашем случае - мифологический сюжет), помещает его в определенный контекст (в нашем случае - в контекст психотерапевтической теории) и прислушивается к тому, какое звучание получит этот факт в предложенном контексте. Понятно, что в психотерапии, где каждый уважающий себя профессионал считает своим долгом предложить собственную теорию личности, единства интерпретаций нет не то что между различными школами, но и внутри одной и той же школы. Миф об Эдипе, помещенный в контекст психоанализа, дает "Эдипов комплекс", тот же миф для юнгианца - это миф, иллюстрирующий понятие "Уробороса".

В любом случае, всегда остается простор для произвола интерпретатора. В этой связи я считаю непродуктивным задаваться вопросом "о чем этот миф?", и предлагаю более функциональный вопрос "по отношению к каким проблемам, встречающимся в психотерапевтической практике, можно
использовать этот миф?".

Таким образом я учитываю неизбежный произвол интерпретации как естественный фактор психотерапии. Отвечая на предложенный мною вопрос, можно выделить универсальные и частные мифы. Универсальные мифы позволяют работать с любой проблемой, предложенной клиентом; частные мифы имеют меньшую область психотерапевтического приложения, они работают только с некоторыми из проблем. В этой книге приведены универсальные скандинавские мифы, исключение составляет миф о смерти Бальдра, который я рассматриваю как миф, пригодный преимущественно для работы с посттравматическим стрессовым расстройством. Рассмотрим теперь, что такое "правильная постановка мифа". Она зависит от
формы мифодраматического действия и от того, какие темы принесены участниками на группу или клиентом на психотерапевтический сеанс.

 Г. Бедненко в своем докладе на 4-й Московской психодраматической конференции объявляет, что "мифодрама на настоящий момент является
ответвлением социодрамы". Я не согласен с такой точкой зрения и выделяю следующие формы мифодрамы:

 По применяемым психодраматическим техникам:
• Психодраматическая.
• Социодраматическая.
• Монодрама.
• Структурированные упражнения.
• Playback – театр.

 По числу участников:
• Индивидуальная
• Групповая

 По ориентации на сюжет:
Свободная ------------------Структурированная
Психодраматическая мифодрама.

Мифодрама имеет форму психодрамы: есть протагонист, над чьей темой работает вся группа, обязателен обмен ролями. Как правило, задействована только часть группы. Примером психодраматической мифодрамы может послужить описанная в книге мифодрама "Миры скандинавской мифологии", которую я провожу преимущественно в этой форме. Возможен выход за пределы мифодраматической сцены.

Социодраматическая мифодрама. В мифодраме задействованы все участники группы, протагониста нет, терапевтический эффект достигается за
счет расширения контекста той проблемы, с которыми участники пришли на группу. Обмен ролями минимален, поощряются спонтанные реакции из
ролей. 

Монодрама. Участвуют только директор и протагонист, проводится в рамках индивидуального сеанса. Четко определена тема протагониста, заключен
контракт на работу, под тему подбирается мифологический сюжет и в соответствие с темой строится действие.

Структурированные упражнения. Из мифа заранее вычленяется кусок сюжета, строго соответствующий определенной теме (например, "ревность").
Четко определяются роли и пространство действия. Протагонистами участники группы становятся попеременно. Участвует вся группа или часть
группы.

Playback – театр. Кусочки сюжета последовательно разыгрываются сменяющими друг друга участниками группы, одновременно на сцене
находятся не более 5 актеров. Необходим высокий уровень спонтанности и разогретости группы. Проиллюстрирую развитие мифодраматического действия на примере социодраматической формы мифодрамы. 

Если речь идет о единичной мифодраме, выбор мифологического сюжета определяется темами, которые участники принесли на группу. В случае цикла мифодрам темы не выбираются, но за счет разнообразия мифологических сюжетов вероятность для участника найти созвучный ему мотив многократно увеличивается. В любом случае, мифодрама актуальна настолько, насколько универсален используемый ею миф. 

Как и любое психодраматическое действие, мифодрама начинается с разогрева группы. После разогрева ведущий озвучивает группе содержание
мифа. Затем сюжет разбивается на сцены и обозначается пространство действия каждой сцены.

Следующим подготовительным действием является выбор участников на роли. Его можно проводить по-разному. Иногда ведущий спрашивает, кто
хочет сыграть ту или иную роль, и исполнители выбираются по собственному желанию. Иногда выбор происходит социометрически, то есть участники группы выбирают исполнителя по критериям «Кто лучше всего сыграет этот персонаж», «Кто больше всех похож на этот персонаж» и т.д.

Бывает и так, что выбор происходит «от противного» - роль играет тот участник, о котором группа думает, что он в меньшей степени подходит для
этой роли. Одну и ту же роль могут играть несколько исполнителей, так обычно бывает в многочисленной группе. И, наоборот, в малочисленной
группе несколько ролей может исполнять один участник, но в этом случае директор должен следить, чтобы это не были центральные, основные
персонажи мифа. 

После того, как участники выбраны на роли, начинается основное действие. Его глубина (и, соответственно, психотерапевтический эффект) зависят от
того, насколько участники «вошли в роль», то есть на время отказались от собственных переживаний в пользу переживаний персонажа. Опыт показывает, что группа, мало знакомая с мифодрамой, стремится к формальному исполнению ролей. Следить за этим – задача ведущего, у
которого есть ряд инструментов для введения в роль и раскрытия роли. Одним из таких инструментов являются «стоп-кадры», когда ведущий
останавливает действие и задает участникам вопросы об их переживаниях, мотивах их поступков и т.п. Характер задаваемых вопросов во многом
определяет развитие действия. Как и в любом действии, основанном на принципах психодрамы, в мифодраме работают такие техники как обмен ролями, дублирование, зеркало, реплики в сторону. Однако они, разумеется, имеют в мифодраме свою специфику.

Обмен ролями не является в мифодраме основным приемом, как в психодраме, к нему следует прибегать только в случае конфликта, заминки в
действии. Мифодраматическое дублирование принципиально не отличается от дублирования психодраматического – точно так же участники, не
задействованные в данной сцене, могут подойти к исполнителю роли, испытывающему затруднение в выражении своих чувств и, положив руку
ему на плечо, от первого лица проговорить его текст. 

Техника зеркала, в отличие от психодрамы, используется не путем выведения главного героя из пространства действия, а с помощью обратной связи от персонажей, не задействованных в данной сцене. Например, ведущий может  объявить «стоп-кадр» и спросить участников о том, что они видят в происходящем, как они его оценивают. Развитие основного мифодраматического действия зависит от сюжета мифа, разогретости участников и психотерапевтических целей группы. В целом, сюжет развивается подобно сюжету любой сказки или мифа: в нем есть завязка, кульминация и развязка.

 Очень важным является вопрос о соотношении собственного содержания мифа и того личного содержания, которое привносят в него участники. С 
одной стороны, мифодрама – это не театральное действие, и буквальное, шаблонное воспроизведение сцен не даст никакого терапевтического
эффекта (такую мифодраму можно назвать абсолютно структурированной). С другой стороны, в мифе все же есть сюжет, что исключает абсолютно
спонтанное поведение участников, как это бывает в социодраме.

Если директор отпускает действие на самотек ("Делайте, что хотите"), оно, как правило, превращается в бардак - участники выходят за рамки сюжета, действие теряет логику, заходит в тупик. Такую мифодраму можно назвать абсолютно свободной. Найти «золотую середину» - задача ведущего. Опыт показывает, что всегда можно найти грань между следованием за сюжетом и спонтанностью участников. Подтверждением этого является тот факт, что в разных группах мифодрамы на один и тот же сюжет никогда не бывают одинаковыми. 

После завершения действия происходит шеринг – обмен чувствами. Шеринг проходит в два этапа – сначала участники делятся своими переживаниями из ролей, затем рассказывают, как пережитое соотносится с их жизнью. На  шеринге запрещены любые оценки чувств и действий участников.

Между этими двумя этапами шеринга необходимо ритуальное снятие роли: каждый участник делает движение, как будто снимает с себя что-то и произносит «Я больше не ....(роль), я .......(имя участника)».

 Завершающим мифодраму действием является общее обсуждение того, про что был этот миф, какие выводы можно из него сделать, как  приобретенные в процессе мифодрамы навыки можно использовать в реальной жизни.  Обсуждение позволяет выйти из мифологического пространства в пространство реальной жизни и утилизировать полученные результаты.
***
В этой книге использованы многие психотерапевтические модели, однако одна из них, именуемая "кругом сезонности", в явном или неявном виде
присутствует практически в каждой главе. В связи с этим я счел целесообразным включить описание круга сезонности во введение.

КНИГА - Леонид Огороднов СКАНДИНАВСКАЯ МИФОДРАМА: ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ


Дополнительные материалы: Скачать
Понравилась статья? Читай больше вместе с нами


Комментировать:


Другие публикации автора:




яндекс.ћетрика