Часто от клиентов я слышу похожие запросы, повторяющиеся с разной периодичностью, суть их можно заключить в один посыл «Что мне делать?» очень редко он звучит именно так. Зачастую он проявляется в жалобах, что
· усиливается тревога
· отсутствует мотивация
· общая усталость и апатия
и редко выражается как претензия - такой открытый агрессивный импульс – «Скажите, что мне делать?»
Такие состояния указывает на нарушение связи Я(эго) с Самостью (Богом внутри нас)
Когда-то давно, родители, находясь с детьми в тесной эмоциональной связи, были носителями этой проекции Бога для детей. Затем в подростковом кризисе дети впервые ищут собственные смыслы, необходимые для развития Я; бунтуют, в попытках ОСОЗНАТЬ. А вместо помощи, сталкиваются с родителями, отчаянно озабоченными вопросами «Что делать? Как делать?»
Это происходит и в периоды терапии, когда попытки клиента ОСОЗНОВАНИЯ скрытых, бессознательных причин терпят неудачу и тревога снова растет, а в след за ней привычный механизм снятие тревоги ДЕЛАНИЕМ! Нужно что-то делать - лечиться, жениться, разводиться, учиться, наесться-напиться и т.д. Но это делание дает лишь временную разрядку – как съесть конфетку и на короткое время утолить голод, получить энергию, удовольствие. Такой способ лишь расшатывает метаболическую систему. А такой механизм снова и снова проигрывает патологическую модель.
Тогда на помощь приходят ассоциации, образный, метафорический язык – предвестник символического. А как утверждал К.Г.Юнг: «Теперь у нас нет символической жизни, и всем нам несладко от этого». И далее он пишет: «Нам необходима символическая жизнь. Только символическая жизнь может выразить потребность души – смею утверждать, каждодневную потребность души! И, поскольку у людей ее нет, они никогда не смогут выбраться из своего “беличьего колеса” – этой ужасной, банальной, изнурительной жизни, в которой они “ничто кроме”».
Когда в ходе работы тревожные, агрессивные и другие импульсы находят свой некий абстрактный или реальный образ - его необходимо обличить в слова, так как образ по сути контейнирует переживаемый опыт (это рознит его с телом матери). А обличение в слова выступает в роли отцовского Логоса. Таким образом в возникшем пространстве Я получает возможность развиваться.
Завершающим этапом становиться расшифровка этого образа, т.е. ПОИСК СМЫСЛА. Другими словами, образуется символ и обогащается внутренний символический смысл. Это рождает «Трансцендентную функцию», которая по мнению Юнга регулирует связь между сознательным и бессознательным – восстанавливая ось Я-Самость. Ведь именно эта связь лежит в основе здорового психического. Вот только пройти этот путь на деле очень сложно, под силу лишь истинному Герою. Всем известному гомеровскому Одиссею потребовалось 20 лет.
И воспользовавшись этой метафорой мы можем символизировать свои поиск в универсальный для всего человечества Мономиф и пройти свой Путь Героя.
· усиливается тревога
· отсутствует мотивация
· общая усталость и апатия
и редко выражается как претензия - такой открытый агрессивный импульс – «Скажите, что мне делать?»
Такие состояния указывает на нарушение связи Я(эго) с Самостью (Богом внутри нас)
Когда-то давно, родители, находясь с детьми в тесной эмоциональной связи, были носителями этой проекции Бога для детей. Затем в подростковом кризисе дети впервые ищут собственные смыслы, необходимые для развития Я; бунтуют, в попытках ОСОЗНАТЬ. А вместо помощи, сталкиваются с родителями, отчаянно озабоченными вопросами «Что делать? Как делать?»
Это происходит и в периоды терапии, когда попытки клиента ОСОЗНОВАНИЯ скрытых, бессознательных причин терпят неудачу и тревога снова растет, а в след за ней привычный механизм снятие тревоги ДЕЛАНИЕМ! Нужно что-то делать - лечиться, жениться, разводиться, учиться, наесться-напиться и т.д. Но это делание дает лишь временную разрядку – как съесть конфетку и на короткое время утолить голод, получить энергию, удовольствие. Такой способ лишь расшатывает метаболическую систему. А такой механизм снова и снова проигрывает патологическую модель.
Тогда на помощь приходят ассоциации, образный, метафорический язык – предвестник символического. А как утверждал К.Г.Юнг: «Теперь у нас нет символической жизни, и всем нам несладко от этого». И далее он пишет: «Нам необходима символическая жизнь. Только символическая жизнь может выразить потребность души – смею утверждать, каждодневную потребность души! И, поскольку у людей ее нет, они никогда не смогут выбраться из своего “беличьего колеса” – этой ужасной, банальной, изнурительной жизни, в которой они “ничто кроме”».
Когда в ходе работы тревожные, агрессивные и другие импульсы находят свой некий абстрактный или реальный образ - его необходимо обличить в слова, так как образ по сути контейнирует переживаемый опыт (это рознит его с телом матери). А обличение в слова выступает в роли отцовского Логоса. Таким образом в возникшем пространстве Я получает возможность развиваться.
Завершающим этапом становиться расшифровка этого образа, т.е. ПОИСК СМЫСЛА. Другими словами, образуется символ и обогащается внутренний символический смысл. Это рождает «Трансцендентную функцию», которая по мнению Юнга регулирует связь между сознательным и бессознательным – восстанавливая ось Я-Самость. Ведь именно эта связь лежит в основе здорового психического. Вот только пройти этот путь на деле очень сложно, под силу лишь истинному Герою. Всем известному гомеровскому Одиссею потребовалось 20 лет.
И воспользовавшись этой метафорой мы можем символизировать свои поиск в универсальный для всего человечества Мономиф и пройти свой Путь Героя.