Психологический порлат Psy-practice

Расстаться, чтобы жить...

Про встречу в психотерапии принято писать много, признавая важность этого феномена в жизни человека. Расставанию же уделяется гораздо меньше внимания. Однако нужно для справедливости заметить, что расставание, как и встреча, являются естественными и необходимыми компонентами жизни. Рождение и смерть, день и ночь, восход и закат – все в этой жизни подвержено цикличности и равнозначности. Сложно представить, чтобы в этой цикличности что-то сломалось, скажем человек рождался и не умирал, день бы длился бесконечно и закат никогда бы не наступал… Эти же феномены (встреча и расставание) мы можем наблюдать и в человеческих отношениях. И здесь, к сожалению, не всегда все так естественно и гармонично устроено: близкие люди не могут встретиться, чужие –  расстаться. О такого рода «поломках» в механизме «расставание – встреча» пойдет речь в моей статье.

     ВИДЫ РАССТАВАНИЙ

     На мой взгляд, можно выделить следующие виды расставания:

    Расставание как естественный процесс продолжения жизни, как  неотъемлемый и необходимый ее элемент. Примером такого вида расставания является взросление ребенка. Ребенку, для того чтобы жить свою жизнь, необходимо расстаться с родителями.
  • Расставание как вынужденный, насильственный процесс прерывания жизни. Примером такого вида расставания является утрата.

Несмотря на различный характер описанных видов расставаний (естественный и насильственный), есть, несомненно, у них нечто общее. А именно то, что расставание – это процесс. И очень важно этот процесс не прерывать. В случае прерывания этого процесса расставание оказывается невозможным, а следовательно невозможны и новые встречи. Так, не расставшись с любимым человеком, невозможно встретить новую любовь: гештальт оказывается незавершенным, а «сердце несвободным».

Есть две полярные непродуктивные стратегии расставания – «уйти по-английски» и залипать в отношениях. Несмотря на их полярность и кажущуюся противоположность, общим для этих стратегий является то, что и там и там оказывается невозможно расстаться, так как процесс расставания прерывается.

      МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВАНИЯ ПРОЦЕССА РАССТАВАНИЯ

Расстаться невозможно, если не было встречи, которая предполагает момент близости. В своей статье  я подробно описал механизмы избегания близости, рассматриваемые в гештальт-подходе.

Наиболее типичные механизмы прерывания процесса расставания следующие: проекция, дефлексия, эготизм, ретрофлексия.

Так, к примеру, одной из форм дефлексии в отношениях является флирт. Флирт являет собой манипулятивный способ контакта, при котором другой человек рассматривается как средство для удовлетворения потребностей манипулятора. Неудивительно, что встречи при этом не происходит.

Еще одна из форм «невстречи» с Другим организуется посредством механизма проекции. В этом случае встреча не происходит, так как контакт осуществляется не с реальным человеком, а его проективным образом: «я тебя слепила из того, что было». Одной из форм механизма проекции в отношениях является идеализация. Можно бесконечно быть в отношениях с идеальным образом человека, так с ним никогда реально не встретившись. Дон Кихот, страстно и пылко любивший придуманный им образ Дульсинеи, – классический литературный пример тому. С идеальным образом невозможно ни встретиться, ни расстаться.

Ретрофлексия как механизм прерывания контакта предполагает чрезмерный и навязчивый контроль, сдерживание себя в отношениях, не позволяющее человеку отдаться процессу контакта, и тем самым замораживая его.

 Схожие процессы происходят и при эготизме –  гипертрофии эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, - чеховский человек в футляре, человек, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле.  

      РАССТАВАНИЕ И ЧУВСТВА

Единственно возможный способ расстаться – не прерывать этот процесс, а максимально погрузившись в него, встретиться со всеми чувствами и  прожить их.

Расстаться оказывается невозможным в том случае, когда:

  • Чувства к объекту только одной модальности (позитивные или негативные);
  • Чувства к объекту тесно переплетены (любовь и ненависть, любовь и страх);
  • Чувств нет, там где они должны быть (в первую очередь к близким людям – мать, отец).

Рассмотрим выделенные тезисы подробнее.

1. Чувства к объекту только одной модальности. На одном чувстве можно уйти, но не расстаться. Можно обидеться и не контактировать с Другим. Можно разозлиться и уйти от Другого. Можно чувствовать вину или стыд и избегать встречи с Другим. Можно всю жизнь ненавидеть Другого, можно презирать его и т.д. Парадоксально, что при всех представленных вариантах ухода расставания с Другим не происходит. Любое сильное негативное чувство – злость, ненависть, обида и пр. крепко удерживает людей друг с другом. Удерживает не физически, а психологически.

Точно так же невозможно расстаться лишь проживая позитивные чувства. Расставание с любимым, который идеализирован, невозможно. Психотерапевт в такого рода случае  пытается искать другие  чувства к объекту. 

В расставании есть много чувств – злость, обида, печаль, благодарность… Важно все их прожить. Уйти с ощущением целостности, что в душе не осталось дыры.

2. Чувства к объекту тесно переплетены. Иногда разные по модальности чувства – любовь и ненависть (садо-мазо), любовь и страх (со-зависимые отношения) могут присутствовать одновременно к одному объекту. Такая ситуация возникает, как правило, в результате травмы. Тогда расстаться бывает тоже невозможно: жертва не может расстаться с насильником, со-зависимый с зависимым. Примером отношений жертва-насильникявляются Понтий Пилат и Йешуа из «Мастера и Маргариты». Не одно столетие они вместе:«Раз один, то сразу тут же и другой. Помянут меня – сейчас же помянут и тебя!». Парадоксально, но ключ к свободе у жертвы! Такую же динамику можно наблюдать и в со-зависимых отношениях, в которых невозможно ни расстаться, ни встретиться.

3. Чувств нет там, где они должны быть. В том случае, когда у человека нет чувств к людям, к которым они должны быть, (в первую очередь это касается самых близких для него людей), мы можем предположить, что первоначально эти чувства были слишком интенсивны и болезненны и в силу этого оказались защитно заморожены, для того, чтобы не встречаться с болью. В описанной ситуации человек может сознательно игнорировать важность для него близкого другого («он мне не отец», «она мне не мать»), но безсознательно проявлять к нему лояльность и «следовать» за этим человеком. О такого рода переплетениях справедливо много говорят в системных семейных расстановках.

      РАССТАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

Психотерапия учит расставанию.  Расставанию с прошлым, человеком, прежним Я. Расставанию с иллюзиями.

Человек, который не может расставаться, не может и встречаться. Встречаться с другим человеком, с другим собой. Он увязает в прошлом и закрыт для будущего. Он все время выбирает прошлое…

Об этом моя очередная книга «Расставание со сказкой», которую я сопровождаю следующими словами:

Для меня психотерапия – это, прежде всего, проект по взрослению, расставанию с миром детства, прощанию с иллюзиями, с детской сказочной верой в волшебство, верой во всемогущих родителей, в добрый справедливый мир, мир, в котором нужно лишь ждать и верить, и тебе непременно все дадут.

Грустно, что когда-то приходиться расставаться с этой сказкой.

Но эта грусть сменяется радостью от встречи со взрослым миром, миром, где ты сам можешь творить это волшебство – волшебство своей жизни, выбирать и строить свой сказочный мир.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Комментарии (3)

06.04.2017 13:30:27

Спасибо, Геннадий Иванович, за блестящее прояснение для меня смысла моего расставания с мужем. Чувствуется, что вы учились у Абрамовой Г. С. Её "Возрастная психология" - самая пронзительная, самая почитаемая мной работа по возр. психологии.

12.12.2018 13:50:24

Да, учился. И, похоже, кое-чему научился))) Слова Богу! Спасибо ей!

14.06.2019 22:29:57

Очень впечатляет статья ,как как по форме,так и по глубокому содержанию,безусловно Геннадий Иванович владеет не только словом,но и как автор является великолепным эмпатом в области человеческих душ,которые разумеется зависимы от произошедшего в жизни.Все мы зависимы...и эта зависимость является эволюцией нашей инфантильности,увы но это так,так как часто мы совсем не готовы к тем переменам в жизни которые нам говорят что необходимо делать выбор,быть или не быть.....

Написать комментарий

Возврат к списку