Психологический порлат Psy-practice

Психологизация необычного в жизни человека...


Сегодня:

             Эзотерика - очень модная сфера человеческого интереса в наши дни. Люди практикуют некоторые техники и методы, и читают эзотерическую литературу. Для меня важным является понимание и исследования такого вопроса: какие подводные камни и проблемы возникают в следовании реализации иной картины мира?
 
Вкратце - вот они:
0. Избирательность восприятия при невнимательном чтении.
    Человек обращает внимание на "симпатичные" моменты (магия, чудеса, власть и т. д.), при этом игнорирует серьезную, тщательную и планомерную работу над собой.
1. Культурная проблема.
    Грубо говоря, культура является определенным языком*, характерным для какого-либо этноса + своеобразной ментальностью** + свои традиции, обычаи и порядки. И все эти аспекты культуры "мешают" и вызывают конфликты при принятии человеком иного языка, ментальности и правил.
2. Игнорирование известных психологических закономерностей работы психики, восприятия и мышления.
    Основано на негативных и дисфунциональных убеждениях по поводу психологии и психологов. В наших реалиях это может происходить из-за опыта взаимодействия с неквалифицированными и некомпетентными "специалистами".
3. Проблема морали.
    В некоторых школах эзотерического толка не уделяется достаточно внимания моральной сфере - из-за чего часто и возникает 5 пункт. В других, в более-менее целостных системах йоги, буддизма и т.д. вопрос практической реализации морали находится на первых ступенях этих путей.
4. Клинические аспекты:
    Сверхценные идеи, одержимость, ослабление (вплоть до полного отсутствия) самокритики, ригидность или наоборот излишняя гибкость функционирования человека -
    "Слишком гибко - не гибко" - Acceptance and commitment therapy.
    Для клинической точки зрения - здесь богатый набор известных и неизвестных сипмптомов и синдромов. Также как и полноценных расстройств.
5. Неадекватность в социальных взаимодействиях
    От отсутствия интереса личности к социальной сфере - до полного сектантского "выпадения" и изоляции.
 
Для примера можно вспомнить творчество Кастанеды:
0. "Не так страшен Кастанеда, как те, кто прочитал первые две книги" (с) - растения Силы и прочая наркомания, при том, что в третьей своей книге Кастанеда акцентирует внимание на том, что это:
"My perception of the world through the effects of those psychotropics had been so bizarre and impressive that I was forced to assume that such states were the only avenue to communicating and learning what don Juan was attempting to teach me. That assumption was erroneous." ("Journey to Ixtlan") ***

1. Очевидно: совершенно разные культуры этих "толтеков" и нашей - всех трьох перечисленных мною составных частей.
2. По моим наблюдениям, Кастанеду редко читают хорошие психологи.
3. Работа с чувством собственной важности (значительности), безупречность как "простота и моральная чистота..." и любовь ко всем существам и их равенство и прочие принципы практики - часто игнорируются многими адептами.
4. В этом учении трезвость, осознанность, бдительность в любых ситуациях - одна из центральных идей.
5. Единицы из сотен адекватно функционируют в обществе - имеют хорошую работу и здоровые отношения с близкими.

Таким образом, эзотерика является "ядом" для очень многих людей - психологически незрелых, невнимательных, невротичных, а то и психотичных.   
 

 
* - В данной статье язык понимается либо как язык = мышление, либо как функция, которая значительно определяет его.
** - Ментальность - как душа этноса.
*** - Перевод Николаева: "Под их воздействием восприятие мира становилось настолько причудливым и впечатляющим, что я поневоле пришел к выводу: состояния необычной реальности – единственный путь к постижению и освоению того знания, которое пытался передать мне дон Хуан. Однако я ошибался."
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!

Написать комментарий

Возврат к списку