Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?

Подписаться на автора Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
14 Ноября 2016 11:39:11
2335

В этой статье я предлагаю обсудить одну из важнейших проблем современной теории поля – истоки и механизмы его формирования. До сих пор в фокус внимания исследователей, равно как и психотерапевтов, работающих в методологическом русле теории поля, попадали лишь динамические и содержательные аспекты представлений о поле. Всерьез никто не задумывался о том, откуда же появляется поле, в том числе и сами основатели теории поля, в частности К. Левин. Точка отсчета начиналась с факта уже существующего поля и полевых процессов. Но в этом месте неизбежно возникают многочисленные неудобные вопросы. Например, а что было до того, как появилось поле? Как появилась личность в качестве центральной модели теории поля? Ведь, как известно, личностью не рождаются. А жизненное пространство существовало всегда или возникло в результате каких-то процессов в «дополевой период»? И пр.

В центре внимания этой статьи находится проблема формирования феноменологического поля. В ней рассматриваются механизмы, в результате которых из нелокального по своей сути источника поля – первичного опыта – появляется известный нам классический мир, в котором мы всегда можем обнаружить как субъективные, так и объективные стороны.

Начать представление теории поля я бы хотел с ответа на вопрос «Откуда появляется реальность?» Точнее пока не столько с ответа, сколько с самого вопроса. Как и с некоторых других похожих вопросов: Что такое поле и откуда оно появилось? А что было до него? Или оно было всегда? А когда меня не было, поле уже было? А задолго ли до меня? А где оно находится? А есть ли места, где поля нет вовсе? И пр. и пр. Все эти вопросы мне напоминают те, что будоражат умы всего человечества со времени возникновения философской мысли вообще. Достаточно только вспомнить самый первый и важнейший философский вопрос «Почему есть нечто, а не ничто?» А также следующий за ним: «Почему есть многое, а не одно?» С другой стороны, заданные выше вопросы, разумеется, не могут не напомнить удивление, с которым мы расспрашиваем физиков, теологов, астрономов о том, откуда взялась Вселенная и что было до нее. Это значит только одно – мы находимся у самого основания наших размышлений о природе реальности.

Задавая себе и окружающим эти вопросы, мы ведем себя так, как будто речь идет о чем-то конечном в пространстве и времени, локально определенном и развивающимся по старой аристотелевской логике, согласно которой каждое событие имеет начало, середину и конец. Так происходит лишь до тех пор, пока мы всерьез апеллируем к представлениям о классическом мире, «сотканном» из времени, пространства, нас и окружающих нас людей. И до тех пор, пока мы воспринимаем эти время, пространство и субъекта/объекты в качестве первичных базовых условий реальности. Но я позволю напомнить читателю, сославшись на более ранние свои работы, что время и пространство, равно как субъект/объект являются лишь абстракциями поля. Иначе говоря, вопросы о том, было ли что-нибудь до появления поля и каковы его временные и пространственные границы, просто не имеет смысла. Так же, как не имеет смысла вопрос о том, что было до того, как Бог (ну или Большой Взрыв) создал Вселенную и человека. Помните, как Августин ответил на этот вопрос? Он сказал, что первое, что сделал Бог, это сотворил эти самые пространство и время. По этой причине, вопрос, о том, что было до этого момента утрачивает всякий смысл.

Первое, с чего мне хотелось бы начать представление диалогово-феноменологической теории поля, имеет отношение к источнику реальности. Традиционно мы с вами привыкли думать антропоцентрично. Иначе говоря, мы рассматриваем мир через призму базовой посылки о своей первичности. Т.е. есть некто по имени Я, и именно этот Я, или субъект, является центром психологического поля, которое во времени и пространстве каким-то образом структурируется вокруг него. В классической теории поля (именно так для простоты я впредь буду называть теорию поля К. Левина) поле – это нечто существующее между и вместе с Я (моделью личности) и другими (моделью окружения). А что если Человек (Я) является не только причиной, но и следствием сущности и динамики феноменологического поля? Что если Я появляется лишь вместе с полем в некоем акте обоюдного и взаимного рождения? И именно в этот момент вместе с Я появляются пространство и время, равно как и окружающие его/ее люди.

Если вам кажется пока этот тезис мистическим, не спешите все же бросать чтение. Дальше, возможно, станет понятнее. Более того, все сказанное пока находится в полном согласии с современными естественнонаучными представлениями о природе реальности. Это, напомню вам, один из базовых постулатов современной физики – известный нам классический мир создан наблюдателем в момент акта наблюдения. Дополнение, которое я здесь осуществил, имеет отношение к сущности диалогово-феноменологического подхода – наблюдатель не просто сам создал окружающий его мир, но был в свою очередь сам сотворен в этом акте создания. Другими словами, диалогово-феноменологическая теория поля не антропоцентрична, но контакто-центрична, или сознание-центрична. Т.е. первичным является не субъект и не окружающая его среда, но собственно акт осознавания. 




Теги: игорь Погодин, переживание, гештальт, гештальт-терапия, психологическая помощь, психотерапия, психолог Киев, психологическая консультация, как найти себя, как стать счастливым, обучение психологии, лекции по психотерапии, диалоговая модель гештальт-терапии, психологический тренинг
Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

ЧТО «ПРОДАЕТ» ПСИХОТЕРАПИЯ?
Практически любой человек, который обращается за помощью к психотерапевту, потому что у него болит, вполне закономерно и логично хочет, чтобы болеть перестало. Это вполне естественно. И оправдано. И вот возникает вопрос – занимается ли психотерапия помощью в избавлении человека от беспокоящих его проблем?
Методология психотерапии, фокусированной на переживании, предполагает, что вместо того, чтобы пытаться бороться с концепциями, имеет смысл вернуться к природе Жизни. Универсальной профилактикой любой психологической проблемы, любого симптома, исходя из идеи их концептуальной природы является возможность отдаться своей Жизни в переживании.

Возможны ли безграничные изменения человека?!
Первое, с чего бы я хотел начать обсуждение квантовых принципов и их возможное применение в целях психотерапии, относится к представлениям о квантовой (или когерентной) суперпозиции. Напомню, что когерентная суперпозиция – это некая совокупность состояний, которые в рамках классического мира представляются альтернативами, взаимоисключающими друг друга. Это позиция, которая не предполагает апеллирование к абстракциям личности, времени и пространства. Она «находится» за их пределами. Иными словами, это потенциальный источник любого состояния Вселенной.
КАК ПЕРЕСТАТЬ ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ И НАЧАТЬ ОБЩАТЬСЯ?
Как понимание других людей мешает общению и чем вредит вам лично?
- А почему этот человек поступил так, а не иначе?
Признайтесь, вы часто задаете себе этот вопрос? Вам часто хочется объяснить и понять окружающую реальность?
Прекратите! Толку от этого столько же, сколько и от попыток понять самого себя.
Каждый раз в процессе коммуникации с другими людьми у нас появляется масса гипотез и предположений о том, каковы мотивы других людей, что у них за желания. В подавляющем большинстве случаев мы даже не проверяем эти гипотезы. У нас всегда есть сложившаяся картина человека напротив. Мы знаем, какой он, чего хочет и почему говорит то, что говорит.

"Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики
Данная виньетка описывает случай очной включенной супервизии, которая имела место во время одной из супервизионных групп в рамках долговременной профессиональной программы подготовки гештальт-терапевтов. Терапевт Ж., молодая девушка 32 лет, работала с клиентом З., ее ровесницей. Сформулированная З. заявка имела отношение к ее жалобам на социальную фобию, которая доставляла ей довольно много неудобств.
Как оставаться в контакте, несмотря на отвержение.
Вернемся же к проблеме «присутствия, несмотря на». Еще один ее аспект имеет отношение к ситуации, когда терапевт встречается с довольно агрессивным, иногда просто аннигиляционным по своим проявлениям отвержением со стороны клиента. Такая ситуация отнюдь не редкость в психотерапевтической практике. Клиенты отвергают нас по разным причинам. Обиженному терапевту довольно легко усмотреть в этом «дурную воспитанность» человека, жестокость как его личностную черту, циничность или просто «пограничное личностное расстройство». Вся ситуация как будто располагает к этому. С другой стороны, для терапевта, привыкшего таким образом справляться с отвержением, иногда оказывается совершенно невозможным заметить и другие составляющие вероятной мотивации клиента.
Существует ли "внутренний мир"?
Один из важнейших аспектов присутствия, который невозможно обойти вниманием в процессе его обсуждения, заключается в его целостности. Невозможно присутствовать одной какой-то своей частью. Например, «внутренним ребенком» или «внутренним мазохистом». В классической и современной психотерапии особой популярностью пользуются представления о полярностях и субличностях. Это общий для психотерапии вирус, поразивший ее повсеместно вне зависимости от направления и школы. Даже если методология психотерапии основана на принципе холизма, что свойственно, например, для гештальт-терапии, всепроникающий вирус «психологического расчленения» проникает нередко и туда. Стало уже общим местом не только в среде обывателей, но и среди профессиональных психотерапевтов обсуждать проблемы «внутреннего критика» или «агрессивной части». Так, как будто бы внутри нас живет какой-то паразит, который заставляет нас делать то или иное действие, совершать тот или другой поступок. Иногда внутри человека разворачиваются целые баталии между этими паразитами. Чего стоят, например, размышления о top dog и under dog самого основателя гештальт-терапии Ф. Перлза .

Топ публикаций
7 ранений дочери нелюбящей матери 7 ранений дочери нелюбящей матери В детстве девочка впервые узнает о том, кто она - ...
Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов Шпаргалка по чувствам и эмоциям для НЕ психологов Если вы хорошо разбираетесь в собственных эмоциях,...
Психологическая зависимость. Только не бросайте себя. Психологическая зависимость. Только не бросайте себя. Во всей линейке разных зависимостей, психологическ...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice