Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции

Подписаться на статьи сайта Отчаяние и бессилие: жизнь все еще имеет смысл? Конспект лекции
06 Июля 2015 10:43:01
32056

Доктор Альфрид Лэнгле

Конспект лекции.

Киев. 3 июля 2015 года.

В процессе определения и размышления, какая тема должна сегодня состоятся, я задумался о том, что в последнее время в психотерапии тема отчаянье и бессилия все чаще встречается.

Дело в том, что когда экзистенцией человека овладевает бессилие и отчаянье, в жизнь приходит бессмысленность. В этот вечер я взгляну на эту тему, с т.з. экзистенциальной перспективы экзистенциального анализа, логотерапии и мы также услышим позицию Виктора Франкла по этому поводу. Мы феноменологически откроем двери в пространство где существует отчаянье и бессилие.

Если мы подойдем к теме феноменологически, это будет значить, что каждый лично будет приглашен к исследованию. И с этого я хотел бы начать и подойти к отчаянью.

Знакомо ли мне отчаянье? Был ли когда-то я в отчаянье? Отчаивался ли я? Либо я видел это только у других людей. Возможно, я переживал отчаянье и разочарование в школе? Например, несмотря на то, что я очень много учился, я не смог сдать экзамен. Или не смотря на все мои усилия, я не могу чего-то предотвратить, например, зимы в Италии.

1.jpg

Что же является особенностью темы отчаянья? 

Наличие другого полюса, с одной стороны отчаянье, а с другой надежда. В романских языках отчаянье переводится, как без надежды.

В английском языке - disappointment - разочарование, обманутая надежда.

У кого есть надежда, тот не отчаивается!

Именно поэтому «надежда», это тот термин, который находится на другом полюсе.

Если мы разберемся, что такое надежда, мы сможем понять, что же такое отчаянье. У кого есть надежда, тот стоит живым! Тот надеется на хороший конец и на творческое бытие, и то, что что-то хорошее и ценное будет происходить в его жизни.

Что будет здоровье, что семья останется целой, что не будет войны.

Какая особенная характеристика надежды? Она в том, что надеяться предполагает некую пассивность. Например, я надеюсь, что завтра будет хорошая погода и возможно не будет дождя, и это как бы желание, при котором я знаю, что лично я по этому поводу ничего не могу сделать. Человек, который надеется, знает, что он лично не может на эту ситуацию повлиять. В надежде мы как будто бы направлены вперед и при этом можем положить руки на колени. Это похоже на отчаянье, но разница значительная.

Во многих ситуациях мы не можем ничего делать, но поскольку я надеюсь, я будто имею привязанность, связанность с тем что будет. Например, я надеюсь, что это не будет рак, если меня обследуют. И это означает, что я поддерживаю свою связь с ценностью здоровья, я на нее направлен.

Это очень большая разница по сравнению с отчаяньем. В отчаянье больше нет доверия, что что-то может происходить хорошо.

2.jpg

Именно поэтому в надежде есть дух реализма. Это больше не фантазии, не иллюзии, не мечты. Надежда говорит о том, что что-то не исключено, о том, что все может быть еще очень хорошо. И действительно пока что-то еще не произошло, и не исключена возможность, что произойдет что-то хорошее.

Принцип критического рационализма Поппера, говорит, что надежда не просто что-то реалистическое, а что-то самое безопасное, из того, что вообще может быть в жизни. Пока что-то не исключено, это основа для надежды. Это хорошо обоснованное чувство рационального процесса.

Конечно, нет уверенности в том, как это закончится. Поэтому оно хорошо закончится! И это очень реалистично.

Что-то может негативно закончиться. И это риск. Но, не смотря на риск, я держусь за что-то позитивное. И держу, и желаю, и пребываю в отношении с риском.

Например, что конфликт хорошо разрешиться, или это не будет рак после исследования которое я прошел.

Когда я надеюсь, я остаюсь верным тому, что представляет для меня ценность.

В надежде мы используем последний шанс. Все что иногда мы можем сделать, это занимать открытую позицию. Мы не отказываемся от ценности. До того момента, пока это не исключено. В надежде я активен. Даже если я не могу изменить ситуацию, я активен в том, что я не отказываюсь от своей ценности.

Когда мы говорим «Больше ничего хорошего не произойдет, у меня больше нет сил надеяться, я слишком разочарован», возникает нагруженность напряжённость, которая вводит нас в депрессивность.

Например, если я буду вести себя активно, я буду ненавидеть, либо буду переживать свое бессилие. Это означает, что на активном уровне психодинамики во мне будет что-то двигаться. Поэтому здесь будет очень уместна пословица «Надежда умирает последней».

При этом с надеждой вместе умирает и человек, и он падает в пропасть. И там, где умирает надежда, остается только отчаянье. В отчаянье все разрушается. Меня больше ничего не держит, и больше нет надежды. Ценности разрушены либо у меня к ним больше нет доступа. Я больше не могу принимать решения. Страх и бессилие. В отчаянье у меня больше нет будущего. Нет будущего, которое хочется прожить, которое есть хорошее. В отчаянье я больше не вижу перспективы.

Мы больше не на краю пропасти, у нас чувство, что мы уже туда упали. И бессилие — это преобладающее чувство в ситуации отчаянья. Единственное в чем, я могу быть уверен, что нет больше безопасности и все разрушено. И поэтому я больше не могу собой владеть, я утрачиваю себя.

Например, это могут быть разные ситуации, которые вызывают подобное чувство. У нас в Австрии часто происходят наводнения и лавины. И когда я смотрю на дом, который был разрушен я переживаю отчаянье.

Отчаянье переживает человек, когда смерть забирает ребенка. Когда война забирает будущее или не дает возможности быть с родными людьми, либо забирает самых дорогих людей. Это чувство можно переживать из-за ситуации в обществе, при природных катаклизмах. Из-за того, что дома я переживал насилие, одиночество.

Случай из практики.

История одной женщины, которая познакомилась с плохим мужчиной, а потом у нее родился ребенок, а затем она встречалась с другими мужчинами. Она с ними была несчастлива, расставалась и совершила два аборта. Сейчас алкоголь играет большую роль в ее жизни. И все что я знал о ее жизни было пронизано насилием. Она о себе говорила, что она раздавленная жизнью. Смерть была единственным решением.

И в отчаянье я задаюсь вопросом, что я буду делать со своей жизнью. Все что давало ей опору имело смысл - было разрушено.

Отчаянье всегда имеет следующие характеристики:

  • Отчаянье всегда происходит в состоянии нужды. Жизнь больше невыносима. Нет человека, который был в отчаянье и был счастлив.
  • При отчаянье появляются такие чувства, которые не позволяют рационально думать.
  • Содержание этих чувств - я больше не знаю, как дальше. Я не хочу сдаваться, я хочу жить. Я больше вижу дороги, как идти дальше. Я стою у стены, я чувствую себя заблокированным.

И самое важное, что следует сказать об отчаянье, в нем высока перспектива суицида.

В состоянии отчаянье мы что-то видим, но не находим пути. И в этом человек познает безвыходность. Жизнь попала в тупик. Какая-либо надежда становится бессмысленной. И даже, это состояние не имеет смысла. И тот, кто в состоянии отчаянья, он познает этот тупик. И тогда возникают ощущения, утраты смысла и безнадежность. Около этого полюса познания, человек переживает субъективное бессилие и неспособность в достижении целей. И эта комбинация, создает отчаянье.

Но если я не имею понятия как дальше жить, из этого бессилия рождаются тяжелые ощущения. Душевные страдания. Страх, паника, истерия, зависимость.

Субъективный полюс отчаянья переживается, так как «я не способен к активности».

В другом полюсе этого переживания, есть мочь и способности.

Я способен!

Если могу что-то сделать − я не бессилен. Если у меня есть возможность проработать с моим партнером над конфликтом, я не ощущаю бессилие. Это обозначает власть и силу над проблемой. Знать и мочь. Если я что-то могу тогда создается мостик к миру.

Если бы я знал украинский, я бы не пользовался помощью переводчика. Здесь дефицит восполняет Ирина (переводчик), и она здесь мое «мочь». В бессилии мир закрыт, у меня нет к нему доступа, в этой ситуации я жертва, я в ловушке, я предоставлен разрушению.

И при этом важна еще одна мысль. Действительно ли мочь всегда связана с – «дать этому быть»? Кто «может», также может и оставить. Например, если, что-то утрачивает смысл и нет причин это продолжать. Я больше не продолжаю свое обучение потому что не получаю для себя что ничего нового. И тогда в конфликте я больше не продолжаю слушать диалог, так как понимаю, что здесь ничего не измениться.

В действительности мочь имеет границы. Это как вдох и выдох. Я делаю, что то и отпускаю.

Если я не могу «дать этому быть», я это не отпускаю, тогда я задолжал. И здесь имеется разница с отчаяньем. Отчаявшийся не может отпустить. И это еще больше усиливает бессилие.

Если я не могу дать этому быть, это оставить, тогда возникает застывание и паралич. И это бессилие и отчаянье может возникать во всех четырех измерениях экзистенции.

Первое измерение – когда я по отношению к реальному миру, точно не могу ничего сделать. Например, недавно моими клиентами были монашки, которые на три дня застряли в лифте и ничего не могли с этим сделать. Либо, когда я застрял в машине, которая горит. Тогда возникает страх и апатия.

Во втором измерении – в отношении жизни, также может возникнуть бессилие. Например, если мы находимся в отношениях, где я обесценен, меня бьют, я постоянно подвергаюсь насилию. Я не могу настаивать на расставании, потому что я слишком привязан к этому человеку. И в какой-то момент приходит отчаянье. Бессилие стоит напротив силы жизни.

Третье измерение, когда идет речь об отношении к себе. Это уникальный опыт одиночества, когда я не могу взаимодействовать с другими. Быть одним, быть оставленным. То, что ведет к истерическому молчанию.

Четвертое измерение, когда человек не видит смысл во всей жизни. Когда мы не способны видеть, что что-то изменяется, что-то растет. Тогда возникает экзистенциальное отчаянье. Особенная опасность возникновения зависимости. Потеря в отношении самого себя, и потеря в отношении экзистенции. Из-за этого могут возникать психодинамические состояния. Или человек начинает продуцировать ярость, цинизм.

3.jpg

В отчаянье человек утрачивает глубокую связь с его экзистенцией. В одном или большинстве из этих измерений. Даже до потери уровня переживания, что что-то нас держит. Это основы бытия. Потеря ощущения, что, в конце концов, жизнь хороша.

В третьем измерении человек утрачивает связь с собой как творцом. А в четвертом измерении, утрачиваем отношения и связь со всем миром. Отчаявшийся больше не укоренен в том, что нас здесь держит. Он утрачивает связь с глубинными структурами, с глубинным ощущением, что нас что-то несет.

В понимание В. Франкла отчаянье выглядит как математическая формула.

Отчаянье = страдание - смысл.

Важно отличать горевание от отчаянья. А сейчас мы поговорим о пациентке, которая не нашла партнера, не имеет детей и от этого пришла в отчаянье.

Конечно, это грустно, но почему речь здесь об отчаянье?

Оно возникает тогда, когда исполнение желания возведено в Абсолют. И тогда смысл жизни зависит от исполненности этого желания.

В отчаянье может быть только тот человек, который из чего-то создал бога и это нечто у него большее, чем все остальное в его жизни. Защиту от отчаянья человек имеет только тогда, когда только одно самое важное в жизни его это – выжить (выдержать жизнь). И это больше чем выдержать, это как сдать экзамен, сдать экзамен жизни.

В ее случае жизнь состоит из несчастья в любви и в том, что у нее нет детей. И в связи с этим, В.Франкл приводит нас к теме отказа и жертвы. Когда человек не может от чего-то отказаться, он стоит перед опасностью впасть в отчаянье. «Отказаться» значит во имя чего-то более значимого это «оставить».

Ницше пишет, то, что человек страдает, но это само по себе не проблема. Только в случае, когда не хватает ответа – за что страдание. Когда мы больше не видим перспективы и смысла тогда возникает отчаяние.

Сейчас мы можем обобщить, взять в рамки то, что наиболее важно. Отчаянье возникает тогда, когда я больше не могу ничего делать ценного и больше ничего не могу видеть ценного и тогда я перехожу в обрыв экзистенции.

Спасибо.

Переводчик. Психолог, ученица Альфрида Лэнгле Ирина Давиденко 

__________________________________________________________________________________________________________

АВТОР: Альфрид Лэнгле (Alfried Langle, 1951) имеет докторскую степень по медицине и по психологии. Ученик и коллега Виктора Франкла.

На основе логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла разработал оригинальную теорию фундаментальных экзистенциальных мотиваций, которая позволила значительно расширить теоретический и методический базис экзистенциально-аналитического консультирования и психотерапии. Автор книг и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального анализа. Президент Международного Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в Вене (GLE-International). В настоящее время национальные отделения Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии находятся в разных странах мира.

По разработанной А. Лэнгле образовательной программе осуществляется обучение экзистенциальных психотерапевтов в Европе, Северной и Южной Америке (Вена, Инсбрук, Цюрих, Ганновер, Прага, Бухарест, Варшава, Москва, Ванкувер, Торонто, Мехико, Буэнос-Айрес, Сантьяго-де-Чили), Киев.



Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Комментировать:


Другие публикации автора:

Восемь гениальных цитат Джеймса Холлиса
Перед нами сложный выбор: тревога или депрессия. Вняв зову души и сделав шаг вперед, мы можем испытать очень сильную и острую тревогу. Отказавшись сделать этот шаг и подавив душевный порыв, мы испытаем депрессию. В таком сложном случае следует выбрать тревогу, ибо такой выбор — это, по крайней мере, путь, ведущий к личностному развитию; депрессия — это тупик и неудача в жизни.
Бессознательное. Город, требующий порядка.
Эх, когда я осознала, ЧТО есть бессознательное в нашей жизни — я почувствовала себя так, как когда узнала, что Деда Мороза не существует. Понимаете, бытовала сказка о том, что я управляю своей жизнью и воспринимаю жизнь через свое сознание. Если мысли у меня веселые, то мне весело, а если грустные, то грустно. И вообще, настроение мое зависит от обстоятельств, и если я поднатужусь, то изменю эти обстоятельства, и все будет хорошо. Или, в крайнем случае, с помощью позитивного настроя я изменю восприятие действительности.
Для чего рожают детей
Речь не будет идти сейчас об эволюционных или биологических факторах. Поговорим об установках психологических, которые движут людьми, принимающими решение о рождении ребенка в различных ситуациях. А поскольку за его появление на свет в нашей популяции дано нести ответственность исключительно женщине, проанализируем именно ее мотивацию.

Из века в век общество переносит социальные установки, мотивирующие продолжать человеческий род. И практически в каждой семье существуют свои психотравмирующие обстоятельства, которым также свойственно переходить из поколения в поколение – от родителей к детям. Сколько бы ни твердили молодые родители, что своих детей будут воспитывать не так, как воспитывали их, это не уберегает их от тех же самых ошибок, в довесок к которым они склонны совершать и свои собственные. По каким же причинам детство становится столь травмирующим периодом, из которого человек выносит проблемы в свою последующую жизнь?

Стыд. Этапы внутренней работы со стыдом.
Стыд — это внутреннее чувство собственной недостаточности. Когда меня охватывает стыд, я не ощущаю себя. Со мной не происходит не только никакого позитивного опыта себя, но и вообще никакого опыта себя. Моя энергия протекает и истощается. И невозможно даже представить, что я могу быть в чем-то компетентным, или что кто-нибудь может меня любить или уважать.
Психотип сестры милосердия. Почему у мужчин популярны женщины помогающих профессий?
Сначала сестрами милосердия были монахини, давшие обет целомудрия, а потом всё больше среди сестер милосердия становилось светских женщин, принявших решение служить родине и посвятить себя спасению жизни солдат в военное время, уходу за больными и ранеными.
Депривация сна или родительский путь к сумасшествию
Пишу, ибо уже невыносимо смотреть на мам. Папы не доходят, но полагаю, что и у них такое есть, правда встречается реже. Мы же мужчин таки бережем, у них средняя продолжительность жизни меньше. Зато мозг целее, если не отравлен алкоголем.

Топ публикаций
  О психологическом инцесте. Соблазненные дети. О психологическом инцесте. Соблазненные дети. Как физический инцест, так и психологический, обе ...
Не самые очевидные психологические последствия абортов Не самые очевидные психологические последствия абортов После уже сделанного аборта еще долго девушку прес...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice