Возможно тренд связанный с ростом нарциссических черт, связан с моралью, царящей в обществе. Критериями порожденной экономической моделью, которая дает ответы на вопросы – «Что такое хорошо, а что такое плохо?».
Девочка в третьем классе слышит от подружки, что-то не тот бренд ты носишь. Не в тех магазинах отовариваешься. Не соответствуешь!
Вот конфликт между «Я хочу» и «Ты должен». «Я» ребенка - против общества, коллектива, референтной группы. Кто хочет быть чужим? Белой вороной? Сил хватит? Надолго?
День за днем на ваше Я наступает общество. Вы идете на уступки. Учитесь забывать себя и соответствовать. Спустя годы приходит осознание – не мое, не то, не хочу. И вот тогда пред Вами станет глыбой вопрос «А кто есть Я?» Как я могу отыскать себя, среди чужого. Как вернуться в состояние «в чем мать родила»? Как научиться ценить то, что уже есть во мне? Свою уникальность?
Для того чтобы вернуться к своим корням, нужен Другой(е). Без этого условия Я негде проявиться. В подлинном присутствии другого четче ясны свои границы. Свое содержание, которое проявляется в ответ.
На одной группе где я был участником, одна из участниц спросила – «А чего ты так на меня реагируешь? Я ей в шутку – На себя посмотри, какая ты (сказано было это с нарочито пренебрежительной интонацией). Участница в слезы. Она - «Вот так и ...» значимые для нее люди считали. Случайная интервенция затронула вопрос самооценки, самоценности.
Альфрид Лэнгле описывает «самостановление, как бытие собой с чувством внутреннего согласия и с данным себе разрешением быть таким, несмотря на все отличия от других». Я от Тебя отличаюсь и мне не стыдно за это. Я еврей, араб, украинец, русский, молдаван – и мне с этим ОК. Я вырос в бедной семье и я принимаю это. Я говорю себе, мне грустно и хотелось другого, но это так. Я принимаю твою инаковость, а ты прими мою. При этом я чувствую и понимаю твою ценность, как индивида, а ты мою.
Для того чтобы состоятся как личность, нам нужно получить опыт:
-
Уважения к личным границам. Под границей понимается та невидимая черта, которую устанавливаешь ты для другого или других. Что и кому Вы позволяете делать или говорить в отношении к себе. Был ли у Вас опыт уважительного отношения к телесным границам, пространственным, социальным, интеллектуальным? Отсутствовали злоупотребления и применение силы во вред? Получили ли Вы опыт самостоятельно распоряжаться своим телом, правом устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми когда Вам этого хочется и выходить из общения? Ответы на эти вопросы позволяют предположить насколько травматичным или поддерживающим и развивающим был Ваш опыт.
-
Справедливого отношения. Принимали ли родители или значимые фигуры Ваши сильные и слабые стороны? Подвергались ли вы осмеянию, унижению, уничижению? Можете Вы утверждать, что получили достаточную помощь для развития? Поощрялись достижения и успехи?
-
Признания ценности со стороны других. Гёте, сказал: "Когда мы воспринимаем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; но когда мы воспринимаем человека таким, каким он должен быть, мы продвигаем его к тому, чем он может быть".
Что же с тобой произойдет если, раньше сталкиваясь с Другими ты получал опыт обесценивания, манипуляций, обмана, унижения и боли? Когда твои идеи и факт твоего существования оценивался как малозначительный, несущий в себе минимум потенциала и смысла? Если твоя доброта и любовь встречала агрессию, ненависть? Ты ощущал собственную потерянность, ничтожность. Ты искал и ищешь способы обосновать смысл и ценность своего существования. Тебя ожидает блуждание по миру в поисках ответа на вопрос «Кто Я? В чем моя ценность и смысл?» , а также постоянное разочарование в ответах, потому что они не находят внутреннего подтверждения.
Фотограф: Саяка Маруяма Модель: Lovisa Ингман
Ролевая теория Якова Леви Морено описывает Нарциссизм, как недоразвитость, дефицитарность ролей. Роль это поведенческая реакция на жизненную ситуацию, в которой присутствуют другие лица или объекты. На уровне психических ролей у нарцисса неразвита способность к любви, эмпатии, сопереживания. На социальном уровне развития ролей, трагедия нарцисса в том, что в контакте с другим он переживает либо свое величие или ничтожность. Ему недостаточно просто Быть рядом с другим. Он действует так, будто другого рядом и нет вовсе. Он чувствует своих психических границ и чужих.
К примеру, в сказке о Новом платье короля, факта царствования было недостаточно, необходимы были еще и подтверждения статуса в виде шествий и изысканных нарядов.
«— Он голый! — закричал наконец весь народ.
Если Вам интересна тема - читайте рубрику Вопросы психологу: Диагноз нарцисс