Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

О психических убежищах

Подписаться на автора О психических убежищах
31 Января 2016 18:56:34
5479

Мне бы хотелось затронуть довольно интересную тему, с которой я часто сталкиваюсь в своей практике. Речь пойдет о концепции «психических убежищ», предложенной психоаналитиком Джоном Стайнером.
Многие пациенты описывают свою жизнь, как нечто похожее на психическое убежище, в котором им спокойно и в каком-то смысле комфортно, но остальная жизнь, как будто бы, проходит мимо них. Они замкнуты в своих желаниях, возможностях, боятся попробовать что-то новое и выйти за пределы модного сейчас слова «зоны комфорта».
С попыткой выйти из этого убежища люди справляются по-разному. Кто-то представляет, что с понедельника начнет новую жизнь, кому-то легче думать о том, что все мучения и переживания скоро закончатся и он уходит в мир иллюзий и фантазий, замыкаясь в своем внутреннем мире. Такие клиенты часто утверждают, что им скучно, им кажется, что они ходят по замкнутому кругу и каждый день выглядит как «день сурка». «Обеспечиваемое убежищем облегчение достигается ценой изоляции, застоя и отступления…».
Концепцию психического убежища, как патологической организации личности активно изучал психоаналитик Джон Стайнер. Он пишет: «Аналитик наблюдает психические убежища как такие душевные состояния пациента, в которых тот «застрял» и пребывает в изоляции, вне досягаемости».
В основном к аналитику доходят пациенты, которые ощущают у себя наличие этой патологической организации и в той или иной мере жалуются на нее.
Джон Стайнер неоднократно подчеркивает сложность, с которой сталкиваются аналитики в работе с такими пациентами: «Интерпретации аналитика ощущаются пациентом как вмешательства, угрожающие его пребыванию в убежище, и он боится, выйдя из-под защиты такого убежища, столкнуться с неотступной дезинтеграцией или невыносимой депрессивной болью».
Мне бы хотелось рассмотреть данную патологическую организацию на примере исландского фильма «Гора девственности» (Дагюр Каури, 2015). Конечно, описанный случай представляет крайнюю степень изоляции и побега от реальной жизни, но на нём довольно четко прослеживается описанный выше механизм. Даже для тех, кто этот фильм не видел, будет в целом понятно, что имеется ввиду.
Мы видим мужчину, ему 45, он живет с мамой, у него никогда не было отношений. Его взгляд и отношение к своему телу кажутся довольно отрешенными, как если бы он был погружен в свой внутренний мир и не хотел видеть ничего вокруг себя. Мать, недовольная своими собственными отношениями, непрерывно меняет мужчин и хочет, чтобы сын никогда ее не бросал. 
И вот, на день рождение ему дарят абонемент на танцы, где он знакомится с девушкой. Девушка, по сути репрезентирующая его депрессивную и несчастную часть, пугающуюся любых изменений. Она то готова начать с ним отношения, то отшивает его. То хочет с ним жить, то резко меняет свое решение и скрывается от него и от мира. 
Кажется, очень многим сложно выйти за пределы своей маленькой комнаты, где они чувствуют себя безопасно, но никак не могут развиваться и не чувствовать себя в изоляции. Так, главный герой долго работает на одно и той же работе, где у него не складываются отношения с коллегами, но в чем он не хочет признаваться самому себе и окружающим, и, таким образом, никак не может изменить эту ситуацию. 
Он никогда не покидал свой родной город. Его главное развлечение - играть во вторую мировую войну с игрушечными фигурками на столе, где разворачивается мнимая жизнь. 
Но, что будет, если попробовать лопнуть этот мыльный пузырь? 
Конечно, он начинает сталкиваться с неизвестностью, разочарованиями, недовольством матери, что он может ее бросить и жить самостоятельно и чувством вины перед ней. «Как, ты меня бросишь?» Но без этих неприятных чувств и эмоций невозможна и сама жизнь, нельзя чувствовать себя живым и наполненным, если вся твоя жизнь на протяжении 45 лет выглядит одинаково, и ты ничего не делаешь, чтобы это изменить. Пытаясь изменить свою жизнь он сталкивается с неудавшимися отношениями и болезненным поиском себя, сменой работы и страхом перед путешествием. Его желание уехать за пределы города можно рассматривать как его желание выйти из той изоляции, в которой он так долго жил.
   Закончить данную виньетку мне бы хотелось словами Джона Стайнера: «Убежище оказывается областью психики, где можно укрыться от столкновения с реальностью, где фантазии и всемогущество могут существовать беспрепятственно, где все дозволено».
Литература:
Дж. Стайнер. Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов. Когито-Центр, 2013. 
Бойко Наталия,
Психоаналитический психотерапевт
Psychoterapevt.org


Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Другие публикации автора:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен



Топ публикаций
Все — это никто! Все — это никто! «Все девушки хотят выйти замуж!»
«Все хотят ...
Унылая пора - осенняя хандра... Унылая пора - осенняя хандра... В заметке даны общие рекомендации подросткам и их ...
Ловкость рук и никакого мошенничества. К психологии обмана Ловкость рук и никакого мошенничества. К психологии обмана Люди часто мифологизируют разного рода аферистов и...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice