Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

МЕТАФОРЫ психотерапии переживанием: попытка объяснить динамику психотерапии

Подписаться на автора МЕТАФОРЫ психотерапии переживанием: попытка объяснить динамику психотерапии
12 Апреля 2016 10:47:16
4261

Сейчас немного подробнее о феноменологической технике терапии. Феноменологический подход в рассматриваемой терапевтической модели предоставляет широкий диапазон возможных интервенций – в каждую секунду терапии подготовленный опытный терапевт присутствует в поле, предполагающем наличие десятков возможных интервенций феноменологического свойства. 

Выбор возможной интервенции, определяемый принципом прегнантности, оказывается, тем не менее, зачастую достаточно сложным. Для демонстрации этого процесса мне кажется удачной метафора лабиринта: перед вами находятся десятки закрытых дверей, вы открываете одну из них, а за ней находится коридор, заканчивающийся очередным десятком дверей и т.д.[1]. Выбор соответствующей двери определяется особенностями контакта терапевтической пары терапевт-клиент, а также чувствительностью обоих участников терапевтического процесса к полю. При этом важно отметить еще один аспект прегнантной динамики поля – в процессе контактирования фигура по мере удовлетворения потребности и переживания феноменов, ей релевантных, неизбежно через некоторое время становится фоном, предоставляя тем самым возможность для появления новой фигуры.

Итак, в процессе терапии терапевту необходимо быть внимательным к феноменологической динамике поля. Помещая в фокус осознавания процесс контактирования, терапевт помогает появиться феномену. Поскольку прегнантная динамика не подлежит какому-либо контролю и является непредсказуемой, то возможность контролировать достижение какого бы то ни было результата терапии оказывается также недоступной в феноменологической терапии. Следовательно, акцент смещается с результата на сам процесс терапевтического контакта, терапевт помогает клиенту при этом удивляться происходящему[2], поскольку именно удивление позволяет клиенту впечатлиться происходящим в контакте и обнаружить новый для себя опыт – только в этом случае он получает доступ к неизвестным ранее ресурсам жизни. При этом все новые способы организации своего контакта в поле становятся доступными для клиента. Именно таким образом психические явления (которые, напомню, дают о себе знать лишь посредством феноменов как «самих-себя-кажущих»), лежащие в основе психологического дискомфорта клиента, получают доступ к переживанию. Далее более детально о фасилитации переживания в терапевтическом контакте.

Основная задача диалоговой модели терапии применительно к поддержке процесса переживания заключается в том, чтобы дать возможность всем психическим феноменам, возникающим в контакте, жить своей жизнью в полной мере. Терапевт же при этом оказывается человеком, сопровождающим этот процесс ревитализации психических явлений, своего рода сталкером. Появившийся в терапии феномен как факт сознания размещается на границе-контакте, где получает некоторый толчок для собственной динамики, которая определяется в свою очередь самоорганизацией поля[3]. Такая ситуация жизни феномена на границе контакта не продолжается бесконечно – в контакте терапевт-клиент появляется новый феномен, который должен также быть размещен в процессе переживания, получив соответствующую поддержку со стороны поля. Предыдущий феномен смещается в фон, продолжая существовать в виде фактора, определяющего значение актуального феномена. Затем появляется следующий феномен, и процесс продолжается в соответствии с описанной логикой.

При этом важно понимать, что развитие и переживание феномена определяется не усилиями терапевта и клиента, а естественной логикой процесса переживания. Это значит, что появившийся феномен вне зависимости от отношения к нему терапевта и клиента может развиться лишь в степени и качестве, определяемыми его собственной природой. Терапевтический контакт является лишь условием переживания и в этом смысле выступает фактором фасилитации, но не формирования нового заранее заданного или определенного терапевтом опыта. Так, например, при размещении чувства непереносимого стыда с сопутствующими ему образами, смыслами, выборами и т.д. в контакте с терапевтом он становится вполне выносимым и доступным переживанию. Далее бывший ранее хроническим токсический стыд инициирует в переживании динамику, проявляющуюся в появлении в фоне какого-либо нового феномена, например, нового чувства, смысла, образа и т.д., который в свою очередь в результате витализации со стороны поля развивается до степени, определяемой им самим и полем. При этом, напомню, терапевт и клиент лишь наблюдают за этим естественным процессом, впечатляясь и удерживаясь от любых попыток вмешательства в его течение. Новый феномен в своем развитии подпитывает терапевтический контакт, насыщая его новым опытом. Таким образом, динамика феноменов, появляющихся в контакте, и качество самого контакта выступают взаимообусловливающими факторами. Если метафорически представить терапевтический процесс в рассматриваемой модели, то сама собой напрашивается метафора работы опытного садовника, основная задача которого заключается в поддержании роста всего, что растет у него на участке. При этом старания садовника являются необходимым условием для развития растения, но не достаточным. Достаточным же условием развития выступает собственная природа растения. Другими словами, садовник лишь создает оптимальные условия для развития, но из фиалки никогда не вырастит баобаб. Более того, разумный садовник не будет к этому стремиться.


[1] Эта метафора позволяет с новыми силами вернуться к ответу на извечный вопрос, стоящий перед психотерапией, дискуссию по поводу которого когда-то (кажется в 1937 году) своей статьей «Анализ конечный или бесконечный» открыл З.Фрейд. Рассматривая эту метафору и основываясь на феноменологическом подходе, становится очевидным, что процесс психотерапии не заканчивается никогда. Психотерапию можно лишь оборвать или приостановить на более или менее длительный срок.

[2] Здесь необходимо также сказать, что зачастую условием способности к удивлению клиента возникающими в терапии феноменами служит любопытство самого терапевта. Интерес к жизни клиента, подчиняющийся принципу прегнантности и исходящий из терапевтического контекста, зачастую оказывается способен инициировать соответствующий интерес клиента с вытекающим отсюда повышением чувствительности последнего к возникающим в контакте феноменам. Кроме того, думаю, что любопытство терапевта является одним из важнейших условий появления хорошо сформированной фигуры терапевтического процесса.

[3] Феномен (как «само-себя-кажущее») принадлежит контакту, поэтому процесс осознавания [феноменов] должен быть размещен в терапевтическом контакте. Иначе осознавание участников терапии «аутизируется» (этот термин в данном контексте я использую не в клиническом смысле, а в значении «оставаться-одиноким-с»). Важно отметить здесь, что осознавание терапевта зачастую служит пусковым механизмом аналогичного процесса клиента. Иначе говоря, для того, чтобы появилось «само-себя-кажущее» на непростых этапах терапии у клиента, этот процесс следует стимулировать. 




Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

ПРИСУТСТВИЕ В ЖИЗНИ - ДА ИЛИ НЕТ?
Конечно, да – ответят многие, это же логично. Я живу, я есть, значит, присутствую. И все это неоднозначно, ведь что такое присутствие?
Даже если вы не будете прикладывать никаких усилий к тому, чтобы присутствовать в своей Жизни, она не перестанет существовать и не остановится.
Вы все так-же будете слушать музыку в наушниках, стабильно работать, проводить свободное время с друзьями, жениться, стремиться. И вам и в голову может не прийти, что все это контролируется концепциями, а вы в Жизни отсутствуете.
Вы можете достигать целей, реализовывать желания и не понимать, что все они правильные, но только концептуально. Вы можете посещать тренинги и семинары для того, чтобы стать более успешным, харизматичным, богатым и так далее.
Возможно, вы уже стали богатым и успешным, но ответ на вопрос «присутствуете ли вы в своей Жизни» вводит вас в состояние ступора. А особенно вопрос «чувствуете ли вы себя счастливым и живым».
Почему так? Потому что вы «придумали» себе «жизнь» или скорее «заразились» ею, подцепив тот или иной концептуальный штамм.

Главный принцип построения эффективных интервенций в психотерапии
Из конусно-слоевой модели поля становится очевидным следующий факт – чем ближе ваша терапевтическая интервенция находится к сути первичного опыта, тем в большей степени они инициирует переживание. Здесь важно учитывать несколько полевых закономерностей. Во-первых, чем ближе интервенция расположена к центру сферы, тем она энергичнее и тем меньше слов она содержит. Мне кажется, что общая энергетика и терапевтическая интенсивность интервенции равномерно распределяется по всему ее содержанию. Именно поэтому терапевтическая интервенция должна быть емкой.
ПОЧЕМУ ЗАВИДОВАТЬ ПОЛЕЗНО?
"Я никому не завидую" - культурный миф! Почему это не должно быть правдой и как обращаться с завистью?

Мы привыкли думать, что зависть – это плохо. Что это то, что нас травит, убивает и портит отношения. Что если вы кому-то завидуете, нужно немедленно от этого избавляться.
Но узнав о природе зависти, вы сами можете решить, полезно это для вас или нет и что с этим делать.

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ ПРИ 100-ПРОЦЕНТНОМ ПЕРЕЖИВАНИИ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
Давайте представим себе, что ваша психика способна справиться с потоком витальности и не должна ограничиваться концепциями вообще. Что случится, если вы начнете переживать свою жизнь полностью?
Как я упоминал в предыдущей статье, для неузнаваемой трансформации вашей реальности достаточно всего 30% переживания. Это означает, что при изменении соотношения концепций/переживаний к 70/30, динамика реальности была бы такой активной, что вся наша предыдущая жизнь стала неузнаваемой.  
Параллельно с изменением ваших представлений о реальности рост доли переживания в регулировании потока Жизни ведет к соответствующей способности формировать динамичную реальность вокруг себя. Иначе говоря, ваша функция создателя мира росла бы прямо пропорционально росту доли переживания в регулировании потока Жизни.

Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
Мы с вами остановились на том, что рассмотрели природу фундамента поля. И выяснили, что известный нам классический мир появляется из нелокального по своей природе первичного опыта в результате вмешательства акта осознавания. Однако собственно механизм формирования привычного для нас пространственно-временного мира до сих пор оставался за кадром. Пришла пора поговорить и об этом.

Каким образом из первичного опыта появляется классический мир феноменологического поля? Для этого нам понадобится ввести в обсуждение еще одну категорию, а именно – элемент первичного опыта, или элемент поля. Это понятие, которое необходимо для описания базовой структуры поля.

Почему стоит отказаться от терапевтических гипотез и концепта "фигуры сессии"?
Почему открытость процессу осознавания и свобода в обращении с фактами своего сознания в процессе терапии оказывается таким важным? Феноменологическая диалоговая модель терапии исходит из нескольких базовых тезисов: 1) симптомы, которые беспокоят клиента, являются производными от деформации процесса его контактирования в поле (или выступают хроническими неадаптивными формами организации контакта в этом поле); 2) деформация контакта в свою очередь является производной от нарушения процесса осознавания феноменов, возникающих в поле; 3) осознавание принадлежит не человеку, а полю, в котором организовывается контакт, иначе говоря, осознавание, равно как и процесс возникновения и исчезновения фигур на фоне принадлежит не клиенту, а пространству «граница-контакт клиент-терапевт», т.е. в равной мере принадлежит обоим участникам терапевтического процесса.

Топ публикаций
Как не превратить первое свидание в последнее. Как не превратить первое свидание в последнее. Первые свидания полны тревог и ожиданий. Как себя ...
Людмила Петрановская: про жизнь в скафандре Людмила Петрановская: про жизнь в скафандре Нам запрещали кричать в родах и лечили зубы старой...
Размышления о шизоидной динамике Размышления о шизоидной динамике Статья посвящена шизоидной динамике, дано описание...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice