Вопрос: У меня такое ощущение, что меня нет.
Павел: Верно. Попробуй прямо сейчас появиться здесь.
В.: Хм, как это сделать?
П.: Давай, уйдем от технического момента «как». Есть ли у тебя желание появиться?
В.: Да. Я очень-очень этого хочу.
П.: Вероятно ты уже предпринимал такие попытки. Что ты делал?
В.: Много… много делал.
П.: Что именно?
В.: Ммм, даже не знаю. Но я очень старался.
П.: Могу представить. Предполагаю, что ты изо всех сил учился, чтобы получить высокую оценку или ты делал что-то другое, чтобы получить признание и симпатию окружающих: делал карьеру, строил бизнес, из кожи вон лез, чтобы тебе сказали, что ты хороший сын, семьянин, бизнесмен, отец.
В.: Да, все верно, так оно и было. Но… я почему-то никак не появлялся.
П.: Да, каждый раз твои результаты исчезали, испарялись. Старые награды ничего не значили в новом моменте жизни и приходилось вновь и вновь доказывать, что ты Есть.
В.: Да. Я чувствую отчаяние по этому поводу.
П.: Очень тебя понимаю.
В.: Что же делать!?
П.: Появись для себя самого.
В.: Как это сделать?
П.: Перестань стремиться доказать свое существование с помощью функций. Социальные роли не способны и не должны доказывать твое существование, ведь твое существование начинается не с твоих достижений.
В.: А с чего? Если другие не будут видеть мои результаты, то как ещё я буду для них существовать?
П.: Постой, давай пока не будем о «других». Речь ведь идет о том, чтобы ты появился для себя самого.
В.: Но и я сам хочу видеть свои результаты!?
П.: Это нормально, но нужно ли тебе доказывать самому себе, что ты есть. Делать что-то – это и правда очень интересно. Однако, если ты делаешь свою работу, только для того, чтобы доказать свое существование, то это очень изнурительно.
В.: И что!? Мне не нужно ничего делать!!!??? Но кому я тогда нужен?
П.: Это и правда печально. Печально то, что ты ищешь признания, чтобы стать нужным, чтобы ощутить любовь. А сам себе ты не нужен? Сам себя ты любишь?
В.: Ха, за что мне себя любить? Я неудачник.
П.: Любовь – это явление безусловное или условное? Ты имеешь право себя любить?
В.: Право… мне кажется, да, имею.
П.: А чем это право подкреплено?
В.: В смысле!? Я не понимаю вопрос.
П.: Ну на чем основывается твое право себя любить?
В.: Вот и я о том же. Чтобы себя любить я должен иметь достижения и результаты.
П.: Откуда взялась такая логика?
Жизнь – это отношения. В буквальном смысле. Мы постоянно находимся в той или иной степени отношений с самим собой, другим человеком и группами людей, с Богом/Миром/Вселенной и с неживыми объектами.
И при этом мир отношений человека разворачивается на нескольких уровнях.
Есть уровень социальных ролей и функций. На нем все мы – это какой-то набор действий. Муж выполняет функции для жены, а жена для мужа, родители для детей, а дети для родителей, и все что-то делают для других в своей профессиональной функции и т.д. и т.п.. На этом уровне царствуют две ключевых парадигмы: «Надо» и «Что делать?». В свою очередь отношения на этом уровне разворачиваются с позиции взаимных действий, ответственности/обязанности, эффективности и достигнутых результатов/успехов. Соответственно главной валютой в отношениях на этом уровне является признание, похвала, а также деньги. Часто, совершенно нелепым образом (но по совершенно объяснимым причинам), на этом уровне расплачиваться за действия и результаты начинают любовью, а потом ею же и штрафуют, если кто-то вдруг решил чего-то не делать или не сделал так, как это ожидалось.
Под миром социальных ролей и функций находится реальность внутреннего мира. Которую еще называют сновидческой реальностью, так как на этом уровне разворачиваются внутренние переживания индивида в виде мыслей (образов, воспоминаний), чувств, ощущений. Важность данного уровня трудно переоценить, так как там разворачивается опыт человека, который в свою очередь может либо игнорироваться и вытесняться и таким образом становиться бессознательным и травматичным, а может быть ассимилирован/распакован, осмыслен и интегрирован в систему восприятия человека, что в последующем позволяет ему конструктивно выстраивать свое будущее (такой опыт становится ресурсным). Именно на этом уровне, в опоре, или без нее, на опыт, осуществляется непрекращающийся выбор, с помощью которого индивид плетет свой уникальный узор судьбы.
Третий уровень сущностный или космический, по сути, является местом, где человек осознает себя как неотъемлемую часть всеобщего Бытия/Бога/Вселенной. Переживания на данном уровне довольно сложно передать словами, их называют пиковыми экзистенциальными состояниями (они часто связаны с религиозным опытом или ощущениями во время различных духовных практик). В такие состояния, так или иначе, в той или иной мере, погружается каждый человек. Мы на самом деле испытываем в этом потребность. Прикоснуться к своему Бытию. В этот момент все «суетное», «мирское» отодвигается на задний план, раскрывая человеку самый главный феномен – факт его существования в мире, во вселенной, механизмы возникновения и функционирования которой мы до сих пор не можем постичь в полной мере.
Поверхностно взглянув на каждый из этих уровней, становится понятно, что человечеством больше всего освоена плоскость социальных отношений, где человек существует не как переживание, а как функция. Здесь распаляется его Эго, возникает иллюзорное ощущение «величия», до которого рукой подать, достаточно только больше работать, выше прыгать, глубже рыть, больше продавать, хитрее покупать. Здесь же, разворачивается вечная драма израненного и распухшего Эго. Драма разоблачения, драма потерь, когда раздутое мнимыми достижениями Эго вдруг лопается, обнажая истинную суть ничтожных попыток доказать собственное существование через успех и достижения. Отдавая предпочтение действиям/делам/обязанностям, человек между тем теряет связь со своей внутренней сутью, а вместе с ней и доступ к базовому безусловному состоянию своего существования «Я есть» и такой же базовой и безусловной любви к себе. Именно поэтому частым явлением, сопровождающим «функциональное» состояние «Я», становится «внутренняя пустота» или «феномен отсутствия Я», который люди все чаще обозначают как свою проблему. В этом состоянии «Я» меняются местами цели и средства. Для функционального уровня существует равенство «Я успешен, значит я есть», в то время как естественным для человека является: «Я есть и значит я успешен». В последнем равенстве человек самореализуется не для появления, а потому что появился. Иными словами: творить не чтобы Быть, а потому что это самая приятная и радостная форма Бытия.
Как развивается «функциональное» отношение самого человека к себе и других к нему? Конечно же, как и многие другие психологические феномены, оно закладывается в детстве, в отношениях с родителями, которые, не имея отношений со своим внутренним миром, не могут вступить в отношения с внутренним миром ребенка. В той же мере они не могут и помочь ребенку сформировать эту значимую связь.
Как человеку наладить связь с миром внутренних переживаний, а также осознать себя на уровне Бытия? Если обратиться к опыту предков, то увидим, что они в этом случае эффективно использовали словесное творчество, мифологию, сказки, языческую и религиозную структуру. В жизни людей прошлого существовали прекрасно отточенные системы практик, благодаря которым, человек находил время и место встретиться с самим собой. Однако, формализация религиозных ритуалов, потеря контакта с их содержательной частью, утрата глубокого понимания их символики и смыслов, а также их катастрофическое отставание от реалий современного общества, привело к их угасанию и исчезновению. Церковь, священника, жреца или волхва, а также мудрого устойчивого родителя заменили телевизор, интернет, звезды шоу-бизнеса и сверхбогатые богоподобные фигуры, ориентация на которых приводит к психологическим срывам, кризисам и катастрофам. Отход от систем, поощряющих контакт человека со своим духовным миром, создал вакуум, который социум пытается заполнить различными эзотерическими школами, что в свою очередь часто создает серьезные социальные и индивидуальные проблемы. На этом фоне возрастает актуальность и важность развития сильных психотерапевтических школ. Именно психология, находясь на стыке точных наук, медицины, философии и искусства, должна и могла бы стать преемницей в сфере умножения духовного богатства всего человечества в целом и каждого отдельного взятого человека. В связи с этим, отвечая на вопрос: «Как обрести свое «Я есть»?» - я, рискуя быть похожим на ворчливого консерватора, предложил бы: ходить в оперу и театр, читать классиков и поэзию, слушать классическую музыку и вступать в контакт со своим внутренним миром чувств, мыслей, воспоминаний. Делать это также в контакте с опытным и профессиональным терапевтом. Это тонкая настройка души, которая вместе с тем, не занимает так уж много времени, но при этом значительно обогащает содержание жизни человека, делает его бытие осознанным, а присутствие в своей жизни устойчивым. Речь идет не о том, чтобы человек полностью переместил свою жизнь с социального уровня во внутренний мир, а о том, чтобы усиливая и обогащая внутренний мир, привносил в социум «светлое, доброе, вечное». В текущий момент нанотехнологий, невероятного технического прогресса, сверхбыстрых коммуникаций и сверххитрых политтехнологий этот старый «банальный» призыв начинает играть роль не просто забытой истины, а принципа, используя который, человечество сможет выдержать новые вызовы современности.