Если пил папа, то большая вероятность, что он бывал груб с тобой или с твоей мамой, и тебе приходилось ее защищать.
Для мамы ты была той пресловутой "жилеткой", в которую она плакала и жаловалась на свою жизнь и на папу. Жаловалась, выливала на тебя все свои беды, но ничего не меняла.
Папа в этой ситуации был фигурой грозной сильной и притягательной. Наравне с притягательностью он вызывал у тебя страх. Злоупотребляя спиртным, он мог изменять маме, и ты могла быть свидетелем его сексуальных контактов или же хранителем его "тайн". Так как было страшно потерять отца и страшно сделать больно маме, которая и так страдала, ты об этом молчала.
Ты могла так же скрыть, что отец мог быть с тобой соблазняющим или насиловать тебя. Это мог быть не обязательно отец, а дядя, дедушка, друг семьи.
Эта неоднозначное отношение взрослого мужчины (помимо сексуального насилия, развращения, как крайней формы) могло проявляться в его требованиях к тебе, чтобы ты готовила ему еду, не встречалась с мальчиками, а так же, открытой критикой твоего расцветающего молодого тела. И тебе становилось стыдно, и ты начинала сжиматься и прятать свое тело за растянутые бесформенные блеклые вещи или же за жир, который скрывал твою сексуальность.
Если пила мама, то ты научилась по нюансам ее голоса отгадывать какое у нее настроение. пьяна она или трезва, что именно она от тебя ожидает. В этом случае, тебе, практически полностью, пришлось заменить свою мать в семейной системе. Взять на себя быт и ответственность за всех членов семьи. Ты стала взрослой, не побывав ребенком.
Ты научилась защищаться, провоцируя скандал - тогда ты контролируешь ситуацию. Сила и характер твоих эмоций были полной противоположностью того, что происходила внутри. Крик, истерики, ругань – все произносилось, как-бы не по-настоящему. Это игра, представление. Эта бессознательная стратегия появилась сама собой и помогала скрыть сильный страх внутри и отпугнуть "врага», напав на него первой.
Ты осознала свою внешнюю привлекательность и стала использовать ее, как провокацию, средство манипуляции с мужчинами. Это стало тоже твоей защитой - способ взять контроль над ситуацией, чтобы не быть использованной. Безопаснее быть той, которая сама согласилась на секс.
Вопрос истинного сексуального отклика для тебя вообще не вопрос - ты просто не знаешь, что значит хотеть секса. Зато ты можешь это желание отлично сыграть.
В твоей семье может и не быть алкоголиков, но мама, «тянула» всю семью на себе, а папа остался обиженным мальчиком, принцем, не ставшим королем, витающим в своих фантазиях, что когда-нибудь все изменится.
Он видел в тебе поддержку, когда хотел уйти от скандалов с мамой. И ты разрывалась, чувствуя, что тебе нужно сделать выбор между родителями, который тебе просто не по силам было сделать.
В таких условиях формируется истероидный характер.
В психоаналитическом направлении такие люди относятся к людям с истерической структурой личности или театральной. Их жизнь полна тревог и напряжения в межличностных отношениях и похожа на драму. Их эмоциональные реакции зашкаливают и со стороны выглядят искусственными и театральными. Лучше всего такие личности адаптируют свои индивидуальные особенности в профессиях: актера, учителя, политика, проповедника, танцора.
Фрейд бы сказал, что истероидная личность нуждается в оральном удовлетворении - любви, внимании, эротической близости. Но, то количество, которое им нужно, просто невозможно удовлетворить. Еще бы он сказал, что у истероидной личности произошли две фиксации на оральной и эдипальной стадии развития. Это значит, что ребенок не насытился материнским молоком, теплом, лаской, а также, не побывал в роли дочери или сына с четким соблюдением иерархии в семье. Чаще всего истероидный характер формируется у женщин:
«эта очень чувствительная и голодная девочка нуждается в особенно отзывчивой материнской заботе. она разочаровывается в своей матери, которой не удалось сделать так, чтобы девочка почувствовала себя адекватно защищенной, сытой и ценимой. По мере приближения к эдиповой фазе, она достигает отделения от матери посредством ее обесценивания и обращает свою интенсивную любовь на отца, как на более привлекательный объект, в особенности потому, что ее неудовлетворенные оральные потребности объединяются с более поздними генитальными интересами, и заметно усиливают эдипальную динамику. Но, как может девочка достичь нормального разрешения эдипального конфликта, идентифицируясь с матерью, и одновременно соревнуясь с ней? Она все еще нуждается в матери и в тоже время обесценивает ее».
Суть проявления истерической структуры - утрировано демонстрировать то, что на самом деле пугает и не принимается. Соблазнять первой, при страхе мужской агрессии, проявлять героизм, внутри испытывая страх, демонстрировать свое тело, внутренне стыдясь его.
«Поскольку люди с истерической структурой имеют избыток бессознательной тревоги вины и стыда, и возможно, что по темпераменту они напряжены и подвержены перестимуляции, они оказываются легко подавляемые. их способ сберечь свои ресурсы - диссоциация и, таким образом, снижение чувствительности. Она склонны к тому, чтобы преувеличивать, рассказывать явную ложь, как бы разыгрывая те или иные чувства, таким образом, не пуская их вовнутрь.
Ощущение неравноправия полов происходит из детской установки о том, что мальчиков любят больше, чем девочек. Отсюда скрытое желание унизить мужчину и непринятие своей женственности.
Несмотря на эти внутренние бессознательные установки, внешне демонстрируется подчинение мужчине (инфантильное поведение девочки) и вычурное подчеркивание женских черт (уделение бОльшего внимание внешним атрибутам женственности). В воспитании присутствуют культуральные стереотипы: мужчины - нарциссичны, сильны и опасны; женщины - более мягкие, чувственные, но слабые и беспомощные. Театральная (истероидная) личность в поисках безопасности в этом мире стремится к "сильному" мужчине (как привило обладающим властью и материальными ценностями, как атрибутами силы в нашем мире). Соблазняет его, но не получает сексуального удовольствия в отношениях (вагинизм, фригидность и т.д.) из-за сильного напряжения и направленности на удовлетворение потребностей мужчины. Она, умело вызывая своей инфантильностью (демонстрацией неспособности себя обеспечить, позаботиться о своем здоровье и т.д.) проявление доброты и заботы со стороны мужчины, будет обесценивать его мужественность, называя его слабаком, тряпкой.
И мужчины, и женщины истероидной направленности сексуализируют свои внешность и поведение, считая эту стратегию своей силой, но в их сексуальной жизни напрочь отсутствует сексуальное удовольствие.
"Главное ощущение себя при истерии - чувство маленького пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности, так хорошо, как только и можно ожидать в мире, где присутствуют сильные и чужие другие".
Какие же у них способы борьбы с этим страшным миром?
Манипулируя и контролируя, достичь островка безопасности в мире. Проявляя сверхзаботу (по сути, контроль) по отношению к другому, они как-бы пытаются позаботиться о своем внутреннем испуганном ребенке, проецируя его на другого.
При помощи поведенческой идентификации с мужчиной, достичь устойчивой самооценки, путем вызывающего поведения. В пугающих ситуациях взять активное управление тревожащей ситуацией в свои руки. Они инициативны и очаровательны в общении, так как боятся: если не будут контролировать это общение, то их станут использовать.
Эти люди преувеличивают эмоции, чтобы избавиться от тревоги и убедить самих себя и других в своем праве на самовыражение.
Изменение такого характера предполагает взятие на себя ответственности за свою жизнь, посредством принятия и осознания чувств страха, вины и стыда. Проживать их в терапии через воспоминания эпизодов из прошлого, а также в контакте, непосредственно, с терапевтом. Эти чувства неизбежно будут возникать в процессе терапии. Так же, важно научиться связывать происходящие события здесь и сейчас с эмоциями, которые эти события-стимулы вызывают. Соединять чувства и мысли. Что чувствую и как понимаю то, что чувствую. Показателем удачной терапии будет появление уверенности в собственной способности решать за самого себя и принимать взрослые ответственные решения.
Одним из осложняющих факторов в терапии будет перенос на терапевта родительского объекта. Предположим, что в терапии женщина. Если у нее будет терапевт женщина, то у пациентки возникнут противоречивые желания: быть похожей на своего терапевта и чувства зависти и соперничества с ней. Если терапевт мужчина, то ему важно будет устоять перед соблазняющим поведением пациентки и против своего желания поиграть в большого сильного папу, готового решить любые ее проблемы. Так же, перенос может происходить вне зависимости от пола терапевта : в женщине видеть отца, а в мужчине – матери. Зависит от стратегии и тактики ведения терапии.
Использованная литература: «Психоаналитическая диагностика» Н. Мак-Вильям; «Невротические стили» Д.Шапиро.