Кардинальные изменения в жизни, а переезд в другую страну бесспорно к ним относится, нередко вызывают внутренний саботаж, словно ребенок внутри топает ногами и вопит «не хочу – не буду, хочу всё как раньше». Причем это часто происходит и в случаях сознательного выбора, когда человек долго готовился к эмиграции, а уж тем более, если отъезд оказался внезапным, незапланированным, стремительным.
В эмиграции очень остро ощущаются две разнонаправленные естественные движущие силы: стремление к изменениям и желание оставаться в привычном состоянии. При смене страны проживания человек может чувствовать, что его идентичность подвергается атаке, слишком много изменений на единицу времени, уровень новизны зашкаливает, многие ранее автоматические действия требуют осмысления и постоянно включенного внимания, а это, согласитесь, изматывает и истощает.
Наша психика не готова растрачивать себя до последней капли и активно сопротивляется всему тому, что выводит нас из состояния равновесия, поэтому так часто активизируются защитные, «центростремительные» силы , которые поддерживают психический гомеостаз: «я сделаю вид, что ничего снаружи не изменилось, и что ничего во мне не изменилось». На практике мы можем заметить за собой, как легко мы обрабатываем и структурируем новый опыт теми же способами, что и ранее полученный опыт, в других обстоятельствах и в другое время. В качестве самого простого бытового примера: когда нам нужно что-то узнать у незнакомых людей на иностранном языке ,и эту ситуацию мы воспринимаем как неловкую , а себя – уязвимыми, очень легко автоматически поместить этот эпизод в список наших «школьных провалов», «трудного экзамена» и прочих ситуаций, в которых нас оценивали, хотя в новых обстоятельствах речь не об оценке, а исключительно о получении информации доступным способом.
Говоря о кризисе эмигранта, я рассматриваю стремление не меняться или парадоксальную «активную пассивность» как психологический защитный механизм (далее- защиту), то есть способ совладания с неопределенностью, с угрозой идентичности человека. С точки зрения быстрой адаптации к новой среде этот защитный механизм выглядит как будто контринтуитивным, неэффективным , а по-простому – вредным: например, человек прокрастинирует, не делает то, что «полезно» и нужно, либо не пытается интегрироваться в новое общество , либо отрицает необходимость искать новые пути и способы устроить свою жизнь, вариаций масса, и при этом тратит свою психическую энергию на борьбу с когнитивным диссонансом («наверное, надо бы сделать то-то, но я не хочу/не буду»).
Но защиты же для чего-то нам даны? Прежде чем с чем-то бороться, не помешает посмотреть на функцию этого «чего-то», что это за зверь такой, и с чем его едят. Известный клинический психолог Ричард Эрскин выделят следующие функции психологических защит:
предсказуемость + идентичность | |
согласованность (структура) | |
стабильность |
1. Стабильность. Это некий фундамент, дающий ощущение контроля и ответственности за себя;
2. Согласованность. Мы помещаем наши реакции на новые события в уже организованный до этого контекст, таким образом, защита создает структуру в нашей психике;
3. Предсказуемость. У меня есть некое убеждение, например, о том, что «я плохо схожусь с новыми людьми, я не смогу найти друзей», это убеждение мне не нравится, но , по крайней мере, я защищен от ударов судьбы, никакая новая ситуация не застанет меня врасплох;
4. Идентичность. Она же предсказуемость в восприятии самого себя. Уверенность в том, что я остаюсь тем же самым человеком, независимо от тех перемен, что происходят вокруг меня.
Если оперировать образами, то можно представить психологические защиты в виде дамбы или плотины, которые регулируют поток эмоций, желаний, фрустраций, не позволяя аффектам превратить нашу психику в хаос , иными словами, предотвращают затопление эмоциями, чтобы мы имели возможность продолжать функционировать в самых неожиданных для нас обстоятельствах.
Итак, какую практическую пользу можно вынести из всего этого, если вы обнаружили себя пусть временным, но эмигрантом (или релокантом, синоним можно подставить).
· Хотя бы на время «припарковать» те изменения, которые вызывают сопротивление и даются тяжело. Как показывает психологическая теория и опыт, изменения происходят более плавным и не насильственным для психики образом, если сначала человек тщательно рассматривает то, что у него уже есть, и как он справлялся с трудностями ранее, то есть исследует смысл и функцию своих психологических защит;
· Спросить себя, что хорошего в тех изменениях, которые вы считает «правильным» произвести, в чем ваши надежды?
· Спросить себя, как вас оберегает то, что вы не меняетесь, с чем это помогает вам не сталкиваться?
· Спросить себя, что вы теряете, когда не делаете того, что ведет к изменениям?
· После исследования функции и смысла ваших защит можно попробовать начать конструировать по кирпичикам новый нарратив о себе. Спросить себя, что вы сейчас о себе думаете, когда вы увидели эти функции и смыслы? Какие выводы вы делаете? Какие возможности вы видите?
И в завершении хотела бы подчеркнуть, что «производить изменения» не означает избавляться от психологических защит. Вместо борьбы ПРОТИВ защит кажется более целесообразным добавлять новые вариации в свой поведенческий репертуар, чтобы иметь более широкий выбор из разных стратегий поведения.