Духовная психология отличается от классической психологии главным образом в своих целях и интерпретациях "что такое человек" и, исходя из этого – в своих методах.
1) Классическая психология рассматривает человека как физически-эмоционально-умственное существо плюс некоторые интуитивные аспекты; Духовная (или эзотерическая) психология рассматривает человека как существо, которое для своего проявления нуждается в физически-эмоционально-умственно-интуитивной составляющей, но не сводится к ним.
2) Классическая психология и современные тренинги по развитию личности предлагают развивать новые знания-умения-навыки, чтобы быть успешным; это равно счастью в ее понимании; Духовная (эзотерическая) психология предлагает человеку восстановить связь с его собственной природой, который в то же время является фактом, но фактом неосознаваемым, поэтому задача – осознать этот факт.
3) Классическая психология предлагает динамику, движение: переосмысление прошлого опыта, формирование плана действий по совершенствованию в будущем и алгоритм движения; В духовной (эзотерической) философии и психологии утверждается, что человек уже является совершенным и безупречным существом. Задача заключается лишь в том, чтобы вспомнить об этом, восстановив это состояние. Для этого следует сохранять состояние внутренней тишины, пытаться безоценочно воспринимать события, и находить промежутки между мыслями: там – фундаментальная Реальность.
4) Ошибкой будет использовать методы духовной (эзотерической) психологии и ожидать результат, который скорее можно было бы ожидать от методов классической психологии. Если личность все же так сделает, тогда получит не то, что искала; например, при применении эзотерических практик сильно возрастает энергия человека, а поскольку сам человек не знает, что с этой энергией делать и куда ее применять, то часто это усиливает эмоциональные проблемы или усиливает личностные недостатки характера.
Духовная психология разительно отличается от классической психологии в определении и оценке состояния сознания. Например, классификация состояний сознания одного из направлений духовной психологии (Гурджиев, Четвертый путь).
1-е состояние. Темнота. Сон со сновидениями. Тело неподвижно. Человек – пассивная во сне машина. В таком состоянии человек проводит примерно треть своей жизни.
2-е состояние. В этом состоянии средний человек проводит остальную часть своей жизни (люди двигаются, говорят, пишут книги, участвуют в политике, убивают друг друга). Это состояние классическая психология называет "ясное сознание" или состояние бодрствования. Однако с точки зрения духовной психологии в этом состоянии человек не осознает ни себя, ни других. Духовно (эзотерически) говоря – человек спит. Телесно-активный человек как ходячая и говорящая машина НЕ осознает правильно.
3-е состояние. Свет. Самосознание. Осведомленность о "Я". Самовоспоминание. Обычно считают, что мы уже имеем это состояние и всегда осведомлены о себе, думаем и чувствуем с полным осознанием того, что мы делаем. Однако классическая психология и западная наука просмотрели тот факт, что человек НЕ находится в этом состоянии сознания. На сегодняшний день такое состояние возможно только в виде редких вспышек или в результате длительной практики.
4-е состояние. Человек пробуждается. Объективное сознание человека может видеть вещи такими, какими они действительно являются. Это результат внутреннего роста, длительной и тяжелой работы над собой.
Классическая психология работает с человеком, который находится во втором состоянии сознания. Духовная же психология пытается перевести человека из 2-го в 3-е состояние сознания (когда человек вспоминает Себя), и с 3-го – в 4-е для достижения состояния Пробуждения, когда человек сознательно устанавливает и поддерживает контакт со своей Душой или своим высшим "Я".