Каждая девочка – принцесса! (Сказочная история)
Принцесса – девушка, которая
обрела подлинную Я-идентичность.
Посвящается Светлане, вдохновившей меня на написание этого текста...
В этой статье я хочу посмотреть на сказку и ее героев с точки зрения психологии и проанализировать события сказки как события психологические.
При таком ракурсе мы будем рассматривать:
Сказочную история – как историю жизни героя;
Сказочные события – как важные события в жизни героя, кардинальным образом меняющие его жизнь;
Сказочные герои – люди, непосредственные участники этих событий.
Сказочный герой, который станет предметом моего анализа – принцесса.
В качестве феномена буду рассматривать идентичность принцессы.
Психологический смысл идентичности принцессы – далее по тексту принцессности – на мой взгляд следующий. Принцесса – девушка, которая обрела свою подлинную Я-идентичность. Принцесса любит себя, принимает себя, ценит себя. Она уверена в себе, с устойчивой самооценкой. Живет в согласии со своей природой и интуицией, доверяет им.
Непринцесса – девушка с утерянной идентичностью принцессы.
Основная идея моей статьи следующая - принцессность изначально заложена в девочке. Но по разным причинам героиня сказки ее потеряла. Сказочный сюжет разворачивается вокруг поиска принцессой своей идентичности Принцессы.
Рассмотрю феномен принцессности на примере следующих сказок: Золушка, Ослиная шкура, сказка о Спящей Царевне, Рапунцель, Царевна-Лягушка.
Представляю свои размышления в виде следующих тезисов:
1. Принцессность заложена в них изначально. Чаще всего в сказках с такими принцессами прослеживаются три сюжета:
- Изначально принцесса не принцесса, а в результате различных сказочных приключений становится ей. (Золушка).
- Принцесса не знает о своем происхождении, но обнаруживает в ходе жизни-сказки свою принцессность (Рапунцель).
- Принцесса теряют ее в результате различных событий, либо скрывает, а потом вновь ее обретает, присваивает. (Ослиная шкура, Спящая Царевна, Царевна-Лягушка).
Здесь мы видим, что это качество – идентичность Принцессы – можно утерять в разные периоды своего жизненного пути.
Вариант Золушки самый ранний, она не помнит об этом, как не помнят об этом и другие, окружающие ее люди. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с историей с глубокими родовыми корнями. Идентичность принцессы была утеряна женщинами рода.
История Рапунцель содержит идею ее принцессности, но от героини это скрывают. Она замечает некоторые следы своей принцессности (Волшебные волосы), но не может сама догадаться о ней.
Девушки из сказки Ослиная шкура, Царевна-Лягушка знают о своей принцессности, но не могут ее проявлять-предъявлять, так как для них это опасно.
2. Принцессность можно потерять и можно обрести-восстановить. Потеря принцессности происходит в результате различных неприятных событий, которые случаются с героиней сказки. Таким событиями могут стать:
- Внезапная смерть отца:
- Смерть обоих родителей;
- Смерть матери;
- Изменение отношения родителей;
- Колдовство
Во всех случаях мы имеем дело с некоторым травматичным по сути событием, которое кардинальным образом изменяет мир ребенка. Результатом такой травмы может стать изменение идентичности. В нашей истории это потеря принцессности – переживания себя как принцессы.
3. Причиной потери идентичности Принцессы могут выступать как какие-то травматичные события, так и люди (родители, мать-мачеха, ведьма, отец, отчим).
Мать-Ведьма как причина потери принцессности. Наиболее популярная и часто встречаемая тема сказок с нашим сюжетом. И неудивительно, ведь роль матери для ребенка несравнимо больше отцовской. Самый распространенный сюжет – родная мать внезапно умирает и ее место занимает мачеха, которая либо не поддерживает идею принцессности дочери, либо лишает ее этого статуса. В сказке присутствуют различные варианты таких женщин – Мачеха, Мачеха-ведьма, либо просто Ведьма. Превращение матери в мачеху или ведьму символически означает то, что мать оказывается неспособной выполнять материнские функции для ребенка. Мать становится для дочери Ведьмой – психологический эквивалент токсичности, которая своим колдовством убивает в девочке принцессу.
Отец-отчим. Гораздо меньше сюжетов, в которых в качестве травмирующего объекта выступает отцовская фигура. Чаще всего таким разрушительным объектом для идентичности Принцессы является отец с инцестуозными намерениями. (Кащей бессмертный, отчим в сказке Ослиная шкура). В ряде сказок роль отца в разрушении идентичности дочери-Принцессы сводится к бездействию, слабости и неспособности защитить дочь от разрушительных действий Матери-Ведьмы (Золушка, сказка о Царевне и семи богатырях и пр.).
4. В результате колдовства, либо травматичных событий девушка теряет качество принцессности – идентичность принцессы. Меняется она сама и ее жизнь. Изменения идентичности могут быть выражены в разной степени – от забывания своей идентичности принцессы до символической смерти девушки – вариант спящей Царевны. В некоторых случаях девушка знает о своей идентичности принцессы, но оставаться в ней для нее небезопасно и она скрывает ее под ослиной кожей (Ослиная шкура), либо под кожей лягушки (Царевна-лягушка). В обеих историях присутствует вероятность инцеста со стороны отцовской фигуры.
5. Обретение принцессности возможно с помощью волшебства. Сказочные истории содержат элементы волшебства. С принцессой, потерявшей свою идентичность, по ходу сюжета сказки в итоге случается какая-то волшебная история, и она становится Принцессой. Волшебство, как правило, связано с другими людьми. В чистом виде волшебство в таких сказочных историях присутствует редко (Фея-крестная в Золушке). Видимо, ее случай непростой, как я писал выше, и здесь без волшебства обойтись уже невозможно. Но чаще всего обретение принцессности связано с различными событиями-испытаниями, в которых могут косвенно присутствовать некоторые элементы волшебства (Волшебные волосы Рапунцель, умение перевоплощаться у Царевны Лягушки), либо и вовсе отсутствовать, как в случае принцессы из сказки Ослиная шкура.
6. Обретение принцессности связано с Другим (принц, избавитель, фея-крестная). Другой является человеком заинтересованным, небезразличным к судьбе принцессы. Другой либо обладает волшебством (Фея-крестная Золушки), либо совершает ряд героических поступков и спасает принцессу из ее состояния непринцессности.
7. Сказочные героини, утерявшие идентичность Принцессы сами активно ищут или борются за свою принцессность. Исключением здесь является вариант спящей Принцессы – видимо тот случай, когда мать-Ведьма оказывается слишком токсичной для дочери и ее яд буквально парализует ее. Думаю, девушки из сказок становятся принцессами, потому что внутри они были и остаются принцессами и не отказались от этой идеи. Вопреки всем сложностям их жизненной истории они глубоко внутри сохранили память-веру в свою принцессность. Интересным моментом проверки девушки на идентичность принцессы являются варианты примерки туфельки (Золушка) либо кольца (Ослиная шкура). Размер ноги или пальчика на руке – это те уникальные маркеры, которые подобно отпечаткам пальцев говорят о подлинности их героинь, свидетельствующие о том, что они даже несмотря на то, что сейчас не принцессы, не утеряли этого качества – принцессности.
Искушенному читателю несложно провести аналогию сказки с реальной жизнью, в которой девушки нередко теряют и обретают свою принцессность.
Но об этом в следующей статье.
Любите себя, а остальные подтянутся!
Автор: Геннадий Малейчук