То, что нам кажется дикостью, не является таковой для традиционной культуры и племен, оставшихся жить на раннем цивилизационном уровне. Этнологи и антропологи в этом случае корректно говорят не про первобытные, а про иные культурные установки и верования.
В каждом живет первобытный человек и разбудить его не так уж и сложно. У нас он еще и толком спать то не ложился, так задремал. Еще сто лет назад было нормой оставлять детей в роддомах и убивать себе подобных.
Чтобы все это вернуть достаточно создать соответствующие условия жизни и не показывать, что можно как-то иначе. Отключить интернет - хороший ход в этом направлении. И тогда мужчиной будет называться только тот, кто способен вынести первобытные инициациии. И женщины будут относиться к смерти в родах как к чему-то обычному. И кроме бездомных собак на улице появятся бездомные дети.
Границы приемлемого задает пережитый травматичный опыт. Но нужно ли специально культивировать травму (этапы сепарации и так травматичны) и с помощью пропаганды возводить ее в ранг долга перед Родиной? Предварительно поставив миллионы людей на грань нищеты и бедности. Иначе не прочувствуют они как это Родину защищать и других убивать откажутся.
В таких условиях быть тем "который не стрелял" потребует огромного мужества.
Сегодня пишут о работе как варианте инициации в мужской мир. Можно также вспомнить спорт, единоборства, туризм, образовательные программы, научную работу, философию как практику развития сознания и другие взрослые испытания, которые делают из мальчиков мужчин. Та же терапия у психолога, который сам прошел инициацию является трансформационным событием.
Современный мир предлагает множество переходных обрядов без первобытных унижений и боли, которые годятся лишь для привития навыков беспрекословного повиновения старшим и сдерживания гормональной активности молодняка.
Возникающие конфликты и споры на этой почве связаны с водоразделом первобытности и цивилизованности. Кому что ближе и органичнее. Армейская инициация, знакомая многим по американским боевиками и собственной службе в рядах вооруженных сил, смена дубинок на самолеты и танки к эволюции отношения не имеют. Это не качественная, а количественная трансформация.
Так можно, это работало тысячелетиями и до сих пор работает, но является ли это необходимым для инициации современных юношей?
Для того, чтобы споры про необходимое и достаточное в инициациях не приводили к расщеплению психики важны следующие вопросы:
Могу ли я как цивилизованный человек познакомиться с питекантропом в себе, не превращаясь в него? Понимает ли мой питекантроп свое место в мировом цивилизационном процессе и готов ли эволюционировать?