Истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства
Зигмунд Фрейд
Есть огромная разница между «я влюблен в эту красотку» и «я люблю эту истеричку».
Стас Старовойтов
Истерики действенны только тогда, когда их кто-то наблюдает.
Чак Паланик
В своей психотерапевтической практике я нередко использую метод библиотерапии, который представляет собой одну из форм лечения словом. С помощью направленного чтения специально подобранной литературы происходит прояснение собственных личностных проблем, неразрешённых внутренних и внешних конфликтов.
Для тех, кто стремится глубинному пониманию себя и готов работать над своим внутренним миром, библиотерапия может стать прекрасным психологическим инструментом, выполняя функцию диагностики (отождествление себя с одним из героев произведения), способа решения проблем (через разрешение конфликта, который моделируется в книге) и катарсиса (через переживание сильных чувств во время чтения кульминационных моментов).
Одной из находок в качестве «библиотерапевтического рецепта», выписываемого мною определённой категории клиентов, стал ёмкий и смешной рассказ Надежды Тэффи «Демоническая женщина», написанный в 1906 году, в эпоху моды на «богемных женщин».
В этом коротеньком очерке со свойственным ей тонким, немного абсурдным юмором, иногда переходящим в неприкрытую иронию и сарказм, описывается психотип женщины с демонстративной (истерической) акцентуацией характера. Следует отметить, что современная научная психология использует термин «гистрионный» (от лат. histrio – актёр). Эта женщина жаждет признания и сочувствия, остро нуждается в том, чтобы всегда находиться в центре внимания. Её эмоции очень ярки и неустойчивы, её отличает вычурная манерность, экстравагантность одежды:
Носит она также и обыкновенные предметы дамского туалета, только не на том месте, где им быть полагается. Так, например, пояс демоническая женщина позволит себе надеть только на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу».
Экстравагантность такой женщины проявляется не только во внешнем виде, но и в поведении: напускная «загадочность», мнимая тайна, провоцирующая её разгадать с целью привлечения к себе внимания:
- Марья Николаевна, будьте добры, кусочек селедки. Люблю лук.
Демоническая широко раскроет глаза и, глядя в пространство, завопит:
- Селедка? Да, да, дайте мне селедки, я хочу есть селедку, я хочу, я хочу. Это лук? Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего, селедки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости, скорее... больше... больше, смотрите все... я ем селедку!»
Во что было ни стало она стремится продемонстрировать свою «особенность» и «исключительность». Такая женщина не умеет сотрудничать с другими женщинами, постоянно вступая с ними в острую конкуренцию «за власть над вниманием». Их отличает излишняя склонность к демонстративной драматизации своих переживаний:
Об особенностях формирования и проявления характера истерической акцентуации характера написано много (П. Ганнушкин (1909,1933), K.Leonhard (1968), Е.Личко (1983)). Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы (в отличие от психопатий) и характеризуются избирательной уязвимостью по отношению к определённым психогенным воздействиям при хорошей, а иногда и повышенной устойчивости к другим.
Как известно, истерических личностей отличает очень сильная вытеснительная психологическая защита, которая практически исключает глубинность-сложность мысли и переживания, и, как следствие – серьёзную способность критически относиться к себе. В этом смысле очень важно обнаружить, что же так защищает личность этого типа, что такое хрупкое и уязвимое спрятано за маской экстравагантности и вычурности? Нэнси Мак-Вильямс утверждает, что за демонстративностью зачастую скрывается дефект в самооценке, глубокий стыд, который требует компенсаторного внимания и одобрения. И очень важно терапевту, когда снят сценический костюм и смыт весь грим, быть в процессе исследования максимально бережным и аккуратным по отношению к тому, что обнажилось и открылось. Конечно же, не все мои клиентки выглядели так же ярко и эксцентрично, не у всех она выражена так тотально и неистово, как в рассказе Н.Тэффи, однако многим из них присущи черты «демонической женщины» и их проявление в поведении.
Чтение рассказа гениальной Надежды Тэффи даёт шанс к открытию возможности обойти психологическую защиту и прикоснуться к картине внутреннего мира женщин этого типа, именно такая острая карикатура позволяет обнаружить свою собственную «демоническую женщину» и её проявления.
Ещё одним из проявлений гистрионности личности является известный многим образ "демонстративной жертвы", которые могут производить впечатление натур хрустально хрупких и тонких, "несправедливо обиженных", "незаслуженно неоценённых", "ни в чём не повинных", благодетели которых цинично и неблагодарно используют Другие. Цель разыгрываемых ими представлений - добиться признания собственной значимости и исключительности. В литературе описано множество таких персонажей ( Бабушка в "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, старуха Мерчуткина в одноактной пьесе А.П. Чехова "Юбилей и др.). Таким образом, герои литературных произведений помогут дать доступ к истинным чувствам наших клиентов.
P.S. Никогда нельзя поддаваться истерике, потому что случись так — это может перерасти в привычку и будет повторяться снова и снова. Надо воспитывать в себе силу.
Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить
Если статья оказалась полезной для Вас - буду благодарна комментариям и отзывам. Так же Вы можете подписаться, и будете в курсе моих новых публикаций.