Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Функциональность отношений - хорошо ли?

Подписаться на автора Функциональность отношений - хорошо ли?
24 Мая 2016 10:04:02
3487

Разумеется, что переживание также прерывается. Его место занимает симптом как способ организации контакта в поле. Так происходит, например, если терапия проводится с близкими родственниками или с коллегами, отношения с которыми носят иерархический характер – с начальником или подчиненным. По той же причине, не стоит заниматься сексом со своими клиентами. Именно поэтому, а не потому, что такого рода действия запрещены этическим кодексом.

Смешение контекстов чрезвычайно затрудняет переживание, основанное на свободном выборе, порой делая его просто невозможным. Процесс переживания, напомню, напрямую определяется текущей ситуацией поля. Если же контексты смешаны, то переживание блокируется. Например, феномены, соответствующе контексту терапевтических отношений, смешиваются с феноменами, релевантными сексуальным или иерархическим отношениям. Зачастую выбор одного из них делает невозможным выбор другого. Таким образом создается ситуация, схожая с той, что в свое время группа в Пало Альто под руководством Грегори Бейтсона обозначила как «шизофреногенную», в основе которой лежит «double-bind» (т.н. «двойная связь» или «двойное послание»). Иначе говоря, если я «выбираю» любой из двух и более феноменов, производных от разных контекстов, я «убиваю» другой. Именно по этой причине слово «выбираю» взято мною в кавычки – ни о каком свободном выборе не может быть и речи. Одна и та же фраза, звучащая в двух разных, но одновременных контекстах, приобретает двойной, тройной и т.д. смысл. Причем порой эти смыслы антагонистичны. А интенции, в них содержащиеся, разнонаправлены. Маленький ребенок, оказавшийся в такой ситуации, сходит с ума, а отношения взрослых людей, которые стали определяться смешением контекстов, разрушаются.

Терапия подвержена такого рода влиянию в первую очередь ввиду особой «заряженности» терапевтического контекста. Поэтому терапевтический процесс, в который в качестве терапевта и клиента вовлечены родственники, друзья, любовники и пр., существует недолго, но, как правило, мучительно и запутанно. Контексты следует разводить. Следовательно, стоит учитывать те функции участников контакта, которые определяют текущую ситуацию. Нефункционального контакта не бывает.

В том, что мы воспринимаемся партнером по контакту через призму той или иной функции, нет ничего плохого. Мы всегда вступаем в контакт, выполняя и/или ожидая от другого выполнения какой-либо функции. Представления о ней определяются теми нуждами участников контакта, которые наиболее актуальны в той или иной ситуации. Иначе говоря, содержание функций партнеров по контакту структурирует ситуацию. Так появляется контекст. Естественно, что границы и особенности контекста определяют в свою очередь выбор способов контактирования в нем. По этой причине контексты лучше не смешивать. В противном случае свободный выбор способов организации контакта блокируется. 

Итак, функции участников контакта, производные от нужд и потребностей, актуализированных в нем, структурируют поле. Однако, с другой стороны, такое структурирование может оказаться слишком стабильным, приобретая черты ригидности. Именно таким образом, говоря языком гештальт-терапии, формируется хроническая ситуация низкой интенсивности. Если функции жестко привязаны к ситуации поля, то динамика самого поля становится слишком ограниченной. Другими словами, применительно к процессу психотерапии это означает следующее. Если клиент контактирует с терапевтом, исключительно приписывая последнему профессиональную функцию «исцеления, помощи, наставления и пр.», то в фокус его осознавания попадают лишь те феномены, которые соответствуют этому довольно узкому сегменту поля. Элементы же поля, выходящие за пределы этой функции, так навсегда могут и остаться недоступными для осознавания. В результате психотерапия останавливается, так и не успев начаться, поскольку в фокус терапевтического контакта никогда не попадут желания, чувства, мысли, образы, фантазии и др., относящиеся к терапевту-мужчине, терапевту-отцу, терапевту-сыну, терапевту, находящемуся на Пути своей Жизни и пр. Как вы, наверное, заметили, слово «терапевт» в указанных словосочетаниях является ключевым. Тем не менее, профессиональный аспект не исчерпывает сущности терапевта Присутствующего. По этой причине самому психотерапевту важно принимать и признавать в процессе психотерапии все богатство феноменов, имеющих отношение не только к выполняемой им задаче, но также производных от его сексуальности, жизненного опыта, процесса поиска и построения своего Пути и т.д.

Разумеется, что сказанное в полной мере относится и к клиенту. Центрирование поля вокруг «функции клиента» значительно обедняет терапевтический процесс. Будучи клиентом, человек при этом остается мужчиной/женщиной, родителем/ребенком, специалистом своей профессии, странником в Жизни и т.д. Принятие этого факта, как правило, снимает у клиента тревогу относительно необходимости достичь «важный терапевтический результата», высвобождая энергию для процесса переживания. 




Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

К аналогиям психотерапии, современной физики и теологии
Первоначально я предполагал ограничиться рассмотрением сходства процессов, протекающих в квантовом мире, с закономерностями, наблюдаемыми в психотерапии. Однако довольно скоро стало очевидно, что этим аналогии не исчерпываются. Так, в глаза мне бросились некоторые идеи и положения философии античности и Нового времени. Но и на этом обнаруживаемые взаимосвязи не закончились. По ходу описания квантовых и философских аналогий, относящихся к природе человека, я обратил внимание на еще более древний слой человеческих знаний о том, что сегодня вызывает у меня любопытство в психотерапии. Речь идет о мифическом сознании, которое породило множество мифов о природе отношений человека с миром. Мифическое сознание в разных культурах в разное время и в отличных формах эволюционировало до систематизированных представлений религиозного свойства. Во многих из них, и это самое любопытное для нас, также совершенно очевидно проступают аналогии с квантовой механикой сегодняшнего дня, философией и психологическими явлениями. В этом параграфе я приведу лишь некоторые примеры. Начнем с мифологии.
Существует ли объективная реальность?
До сих пор в качестве признака вторичного опыта я рассматривал наличие субъекта и объекта. Однако поле обладает не только этими атрибутами. В качестве неотъемлемых свойств нашей жизни выступают также, например, пространство и время. Обсуждения этих категорий мы пока коснулись лишь немного. Поэтому, опираясь на методологию диалогово-феноменологической психотерапии, нам следует каким-либо образом отнестись и к этим атрибутам поля. Анализ базовых категорий поля представляется мне не очень простым занятием, особенно учитывая множество стереотипов мышления, как бытового, так и научного, многие из которых в своей истории насчитывают тысячелетия. Всерьез ни одно из традиционных представлений о базовых атрибутах поля не подвергалось ревизии.
Можно ли управлять хаосом? Путь психотерапии переживанием
Такова природа феноменологического поля. Представьте себе, что пустота вокруг – это и есть первичный опыт, а эта внезапная спасительная почва под ногами – это и есть очередной феномен в потоке переживания. Тогда ваш танец и есть процесс переживания. Вдохновляющий, витальный, но при этом не менее стабильный. Все, что вам было нужно, чтобы ощутить это – отдаться потоку. Феноменология, несмотря на хаос, обеспечивает не меньшую стабильность, чем ригидные концепции.
КОНЦЕПЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ. ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭНЕРГИЯ?
Для чего нужны концепции и так ли необходимо от них избавиться? Что будет, если мы начнем переживать свою Жизнь тотально? И, наконец, где находится наша энергия витальности?
Что такое Жизнь? По сути Жизнь – это некий структурированный поток фактов сознания, которые распределяются под влиянием трех фундаментальных абстракций: времени, пространства и субъекта/объекта.
Я, действительно, полагаю их существующими не в качестве базовых условий реальности, а в качестве неких абстракций, которые помогают сознанию структурировать поток феноменов до форм, соответствующих нашим привычкам восприятия.
Для того, чтобы поток фактов сознания предстал перед нами в виде реальности, он должен чем-то управляться. Эта задача возлагается на 2 инстанции – концепции и переживание.

ПОЧЕМУ ЗАВИДОВАТЬ ПОЛЕЗНО?
"Я никому не завидую" - культурный миф! Почему это не должно быть правдой и как обращаться с завистью?

Мы привыкли думать, что зависть – это плохо. Что это то, что нас травит, убивает и портит отношения. Что если вы кому-то завидуете, нужно немедленно от этого избавляться.
Но узнав о природе зависти, вы сами можете решить, полезно это для вас или нет и что с этим делать.

Возможности изменений в жизни принципиально БЕЗГРАНИЧНЫ
Описанная модель полевого устройства имеет значительные последствия и для практики психотерапии, фокусированной на переживании. Некоторые из этих следствий носят стратегический, а некоторые – тактический характер. Попробую перечислить наиболее важные из них. Наверняка уже из описания конусно-слоевой модели феноменологического поля у вас сложилось представление о значительно расширяющихся возможностях психотерапии. Если источником реальности является первичный опыт, то чем ближе в процессе переживания к нему мы оказываемся, тем большие возможности для трансформации реальности нам открываются. Теоретически при приближении вплотную к первичному опыту эти возможности стремятся к бесконечности. Они поистине безграничны.

Топ публикаций
10 ОШИБОК В ДВИЖЕНИИ К ЦЕЛИ 10 ОШИБОК В ДВИЖЕНИИ К ЦЕЛИ Помните сказку о том, как дед посадил репку и ника...
Что на самом деле скрывается за завистью и восхищением Что на самом деле скрывается за завистью и восхищением Обычно, сами того не желая замечать, мы с большим ...
Одиночество – потребность в другом или в себе? Одиночество – потребность в другом или в себе? Одиночество бывает разное. Одно, как следствие нес...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice