Психологический порлат Psy-practice

Дзэн-буддизм как нетрадиционный метод решения психологических проблем

Примечание 1: Автор данной статьи не противопоставляет психологию своеобразной «религии» Дзэн-буддизма, а напротив, ищет пути объединения этих важных, но разных подходов, идущих в направлении познания и излечения психической природы человека…

Почему методы изучения и познания природы человека, имеющие одну цель, и успешно достигающие эту цель, -  не могут быть объединены? – Задается вопросом автор.

Примечание 2: Автор не претендует на переворот в психологии. Автор всего лишь на собственном примере практической работы исследовал психологию в совокупном действии с медитацией Дзэн-буддизма. В своих работах автор данной статьи нашел подтверждение неисчерпаемым ресурсам, обретаемым в таком подходе.

В этой статье автор делает теоретическое введение в тему. Он (вовсе не в качестве первопроходца!) пытается обратить внимание приверженцев традиционных подходов на философию Дзэн-буддизма.

Примечание 3: Медитативные практики различны по своей природе и происхождению. Буддизм как первоисточник знаний, используемых автором, однако, получил несколько разветвлений в ходе своей эволюции в человеческих умах. Автор данной статьи использует только знания, полученные в Дзэн-буддизме, посредством изучения книги: Д.Т. Судзуки «Основы Дзэн-буддизма».

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, профессор буддистской философии в университете Отани в Киото один из первых популяризаторов японской культуры и религии за рубежом. На английском языке насчитывается 25 его основных работ о Дзэн-буддизме.

Профессор был больше чем ученый.  Он прекрасно ориентировался в мировой философии, сам изучал ее на немецком, французском. А на английском еще и писал. Он жил в не прекращаемой духовной практике, был уважаемым человеком не только в научных кругах. Не являясь священником, он получал заслуженное признание во всех японских храмах. Что, главным образом пытался донести профессор Дзэн-буддизма до нас? В чем он видел свою миссию? Только лишь в «рассказах о японской культуре»?

Дайсэцу Тайтаро плотно контактировал с ведущими психологами и психотерапевтами многих стран. Доктор К. Г. Юнг в свою очередь в «Секрете Золотого Цветка» предпринимает ответную попытку объединения китайской философии и западной психологии. В своих комментариях доктор Юнг пытается раскрыть пользу медитации Дзэн-буддизма с психологической точки зрения: «Если сознание по мере возможности очищено от какого-бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг происходит в Дзэне благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к. последние должны быть стабильны, прекращается также течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание». – Можно подумать, что таким образом доктор подтверждает: «Да, действительно, посредством Дзэна психологические проблемы решаемы. Человек посредством медитации может перестать переживать».

Однако, в деле Дзэн-буддизма доктор Юнг, разумеется, не практик, а только теоретик. Свой иной вердикт он выносит, кажется, безапелляционно: «Задачи психотерапии, конечно, гораздо более многообразны, и индивидуальные фазы длинного процесса сталкиваются с большим сопротивлением, чем в Дзэне. По этим и многим другими причинам прямая передача Дзэна в западные условия непохвальна и даже невозможна».

Но дав даже такую критическую оценку, он продолжает озадачиваться, когда видит, на какие результаты направлен восточный метод духовного исцеления, и чего действительно люди добиваются в стремлении избавиться от переживаний и, тем самым решить все свои проблемы.

Дайсэцу Тайтаро Судзуки, в свою очередь, не согласен с некоторыми суждениями доктора. Сохраняя взаимное глубокое уважение друг к другу, они так и не пришли к общим точкам соприкосновения.

В своих трудах известный американский психиатр и психотерапевт Ирвин Дэвид Ялом иногда выражает неуверенность: а точно ли пациент после долгого и упорного совместного труда уходит в истинном решении проблемы? Не является ли внешнее благополучие фарсом? – О чем сомневается признанный доктор?

Отличие подходов в психологии и медитации Дзэн-буддизма

Скрытое за семью печатями, спрятанное за всяческим пониманием ума, человеком управляет загадочное бессознательное. Стремясь, однако, быть разумным,  Sapiens находит всяческие объяснения своему поведению. Он не хочет думать, что на самом деле ничего не понимает в своих поступках! Он не хочет знать, что его поступки лишены всякого разумного смысла, и самым правильным было бы сделать наоборот. Или, как минимум, на «проблему» не реагировать, а принять решение спокойным умом, когда эмоции не заглушают его действительную способность думать.

Методы работы в психологии направлены на то, чтобы «раскопать» нечто абсурдное из недр психики, показать это обладателю, чтобы он увидел, осознал ложные установки и перестал по их велению поступать.

Дзэн как бы считает абсурдной саму природу переживаний. Зачем переживать о том, о чем можно не переживать? Зачем искать заведомо ложное утверждение, если его можно выбросить сразу?

Психолог строит предположения, исходя из собственного профессионализма, помноженный на наблюдение за внешними проявлениями пациента.

Дзэн позволяет пациенту самому наблюдать за собой. Дзэн видит то, что происходит не снаружи, а внутри!

Серьезная работа в психологии требует высокой квалификации от специалиста. Здесь пациент оказывается в вынужденной зависимости от некоего стороннего лица.

Серьезная проработка на основании медитации Дзэн требует собственного подхода, умения и практики. Пациент зависит только от собственного желания, только от себя!

Логично предположить, что работа над собой – процесс, который может длиться всю жизнь. Если допустить, что человек по природе своей не может быть идеальным, то первое предложение становится более понятным. Однако, не смотря на это, бесконечная работа с психологом считается непродуктивной. Отсюда напрашивается вывод вовсе не о конечности проблемы! Здесь разумнее говорить о конечности работы и о влиянии на нее условных показателей избавления. (Именно об этом высказывает свои сомнения доктор Ялом! - Он не уверен в достоверности показателей благополучия! Он не понимает, почему работа с некоторыми пациентами затягивается до бесконечности!)

Бесконечная медитация Дзэн – норма. Следовательно, Дзэн позволяет добиться большего в работе над собой.

Методы работы в психологии позволяют с относительной «легкостью» вскрывать то, что лежит на поверхности проблемы. Медитация Дзэн-буддизма вскрывает то, что лежит в самых скрытых пластах психики (а в некоторых случаях там ничего не лежит, но это отдельная тема для разговора).

 

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом – задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн – это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн – это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм:  «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и  я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

 

Некоторые противоречивые высказывания о Дзэн

Когда тема Дзэн-буддизма затрагивается в беседах людей, не посвященных, можно услышать сравнение медитации Дзэн-буддизма с абстрагированием от проблемы. При внешней схожести данных моделей поведения, однако, существует одно существенное отличие.

Когда мы абстрагируемся от ситуации – мы делаем вид, что ее нет. Мы прячемся от переживаний, не хотим их видеть. И, таким образом, поддаемся влиянию болезненных чувств (меняем свое поведение ради иллюзии избавления от проблемы).

Когда мы используем медитацию Не - думанья, мы остается с открытыми глазами. Мы видим проблему! Но не думаем о ней! – Это гораздо сложнее, чем сделать вид, что проблемы нет. Однако, именно способность стать сильнее своих чувств позволяет человеку самому управлять своими чувствами. – И это еще один из многих механизмов действия Дзэн.

 

Сотрудничество науки и религии – возможно ли?

Психология помогает тому, кто не хочет полностью и сам брать ответственность за себя на себя. Даже в элементарной поддержке (в понимании, в умении внимательно выслушать) стороннего человека – психолога уже есть помощь. Дзэн помогает тому, кто рассчитывает только на себя.

Психология направлена на поиск «волшебной палочки».

Дзэн отбирает всякую надежду на «волшебную палочку».

Такие разные подходы, - и все-таки они движутся в одном направлении, и люди добиваются успеха в своих сферах!

В серии книг «Люди из шкафа» автор в практической работе над собой делает попытку наглядного объединения психологии и медитации Дзэн-буддизма. Поставленные цели достигнуты. Теперь их может преодолеть и читатель.

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку