Многие из вас слышали и знают библейскую историю о Жертвоприношении Исаака. Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого, долгожданного сына Исаака "во всесожжение" "в земле Мория", на одной из гор. Авраам не сомневаясь, повёл сына на заклание в указанное место. Он связал Исаака, уложил на хворост для костра и занёс нож над сыном своим, чтобы заколоть. В этот момент спустился ангел и остановил Авраама. Бог отменил своё веление и спас Исаака. Отец с сыном принесли в жертву барана, запутавшегося рогами в кустах и вернулись домой.
Есть множество трактовок этой истории. Многие теософы, художники и философы изучали эту историю и её смыслы. Но сейчас мы поговорим не о религии и философии, а о патопсихологии этого рассказа.
Впервые я задумался о психологическом смысле этого рассказа, когда ко мне обратился клиент с контрастными, навязчивым мыслями об убийстве своего сына. Интересно, что этот человек был глубоко верующим, как и Авраам.
Эврика! Почти четыре тысячи лет назад Авраам тоже страдал от контрастных мыслей об убийстве любимого сына.
Углубившись в изучение Обсессивно-компульсивного расстройства и способов справиться с ним, я убедился в своей догадке. Религиозность и обсессивность близки с точки зрения биологии и нейрофизиологии. Магическое мышление, навязчивые мысли и ритуалы это не только основа всех религий, но и черты в ярко выраженной форме присущие ананкастной(окр) личности.
Один из самых ярких представителей соединения религиозности и обсессивности это Мартин Лютер реформатор христианской церкви.
У праотца еврейского народа Авраама и современных мам и пап, страдающих от навязчивых мыслей, есть ещё одна общая черта - безграничная любовь к своему чаду. Напомню, что согласно Библии, Исаак родился, когда Авраам прожил 100 лет и был его единственным наследником. Его отцовская любовь была безмерна, от того и мысли об убийстве сына оказались столь тяжкими. О сомнениях Авраама и экзистенциальном содержании рассказа писали Серён Кьеркегор и Лев Шестов.
Интересно, что история о попытке жертвоприношения Исаака Авраамом это не просто описание ОКР, но ещё и рекомендация, как справиться с контрастными, навязчивым мыслями.
Поведение Авраама контр интуитивно. Он начинает исполнять всё что ему велит Бог и даже доходит от просто мыслей к непосредственно действиям. В наше время контрастные мысли об убийстве своих детей до чёртиков пугают современных родителей и тогда начинается всяческое избегание ножей и ребёнка. Данное избегание усиливает тревогу и само расстройство.
Авраам поступает обратным образом, так буд-то ему советовали Джорджио Нардонэ, Пол Вацлавик или Алессандро Бартолетти. Он идёт к своей навязчивой мысли и парадоксальным образом она исчезает в один момент. На этом принципе основана Краткосрочная стратегическая терапия и метод Парадоксальной интенции Виктора Франкла.
Я конечно же не призываю приносить в жертву своих детей, но совместная чистка картошки и нарезка салата поможет унять контрастные мысли. Избегайте избегания.
Историю Авраама и сына его Исаака можно трактовать по разному. Мне Авраам видится барашком, запутавшимся рогами в кустах своих мыслей.
Распутать клубок навязчивых мыслей, пускай даже таких страшных, можно! Нужны смелость и определённые знания.