Существуют четыре фактора, ограничивающие мышление, влияние которых с трудом поддается рефлексии, а многими людьми не осознается вовсе. Осознав эти факторы, мы сможем направить усилие на то, чтобы устранить, или как минимум снизить их негативное влияние.
Первый фактор – это ценности
Ценности – это идеи, смыслы, имеющие для нас значение и на которые мы опираемся принимая решения. Операционально ценность – это функция смысла. К примеру, если мы используем некий смысл в ситуации выбора, то этот смысл становится ценностью и выполняет функцию обозначения других смыслов.
Рассматривая в свете какой-либо ценности другие смыслы, мы словно взвешиваем их на весах данной ценности, определяя значимость этих смыслов и тем самым приближаясь к приемлемому, в свете данных ценностей, для нас решению.
Таким образом ценности задают границы семантического и смыслового пространства, в рамках которого оказываются возможными разнообразные решения. Ну а раз ценности задают и очерчивают поле смыслов, границы и направленность движения внимания в процессе размышления, то они задают и спектр возможных решений. Поэтому ценности необходимо периодически пересматривать и совершенствовать.
Второй фактор – это чувство собственной правоты
Логически верный вывод остается верным независимо от того, чувствует человек свою правоту или нет. Истинность суждения может быть установлена или не установлена, третьего не дано.
Чувство собственной правоты требуется в ситуации, когда у человека не достаточно информации, чтобы делать выводы. В этом случае мы опираемся на мнения, на свой личный жизненный опыт, который всегда ограничен. В ситуации недостатка информации чувство правоты дает ложное чувство уверенности и помогает решится, предпочесть одну альтернативу другой. Ясно что вероятность ошибки возрастает при этом на порядки, по сравнению с решением найти недостающую информацию до того, как решение будет принято.
Чувство собственной правоты останавливает поиск новых данных, даже когда информация продолжает поступать. Человек ее игнорирует как несоответствующую тем гипотезам, которым уже присвоен статус достоверного знания.
Таким образом чувство собственной правоты можно рассматривать как индикатор ограниченности мышления. Необходимо чутко реагировать на появление этого чувства и разотождествляться с ним волевым образом и с помощью постановки новых вопросов.
Третий фактор – это мгновенные эмоции
Этот фактор известный, пожалуй, всем. Однако далеко не все задумываются над тем, что делает мгновенные эмоции возможными. К примеру, отреагировать злостью на какое-либо утверждение коллеги. Это значит быть уверенным, как минимум в правильном истолковании его слов и позиций, стоящих за ними.
Хорошо известно, что мы воспринимаем лишь малую часть информации, при чем речь здесь идет об информации совершенно открытой и доступной для органов чувств. Просто мы обращаем свое внимание лишь на малую часть имеющейся информации.
Для того, чтобы испытывать мгновенные эмоции нужно чувствовать себя правым. Эти факторы, ограничивающие логику взаимосвязаны. Так гнев возникающий из уверенности в правильном распознавании ситуации в последствии усиливает чувство собственной правоты и останавливает процессы поиска новой информации.
Четвертый фактор – это образ «Я»
Родившись каждый из нас вынужден идентифицировать себя, как источник действий и сознания последствий в мире. Однако эта самоидентификация, это самообнаружение не приходит сразу и в завершенной форме.
Путь к самосознанию напоминает лестницу с достаточно высокими ступенями. Сначала ребенок отождествляет себя с физиологическими потребностями, удовольствием и страданием. Потом с желаниями и эмоциональными реакциями. Затем с образом «Я», сформированным в своих и чужих глазах. И лишь потом, если всерьез пытается, пробуждается до уровня сознания себя источником волевого действия и смысла.
Пока же человек не пробужден, пока он не является самодостаточным и способным к постоянному саморазвитию, он будет склонен к выводам, которые выставляют его в выгодном свете, к умозаключениям, подтверждающим представления человека о себе. Потому что эти представления о себе, этот образ «Я» и воспринимается как «Я».
Пока человек не осознал основу своего «Я», как источника намерения, выбора и поступка – он будет отождествлять себя с представлениями о себе, в том числе с теми, которые отражены в сознании других людей.
Отсутствие пробужденной субъектности приводит к систематическим логическим ошибкам в размышлениях, поскольку линии размышления не согласующиеся с образом «Я», противоречащие представлению о себе, заранее отсекаются, игнорируются.
Опасность такого самообмана понятна – со временем человеку приходится выстраивать все больше психических защит, чтобы сохранить представления о себе, невзирая на обратную связь от окружения и реальные результаты действия. Ясно что о ясности мышления тут говорить не приходится.
Таким образом, чем лучше человек осознает свое «Я» как наблюдателя, как исходную опору внимания, как точку активности сознания, тем меньше он привязан к представлению о себе и тем он свободнее в своем мышлении.
Необходимо как можно чаще смотреть со стороны на свои собственные эмоции, ценности, чувство правоты и образ «Я». Это разотождествление высвобождает подлинное «Я» человека, обладающее колоссальным творческим и созидательным потенциалом.