Смертельная зависть
Рожденный ползать – летать не позволит.
- Она мертва!
- Мертва? О, ради таких моментов стоит жить!
(Смерть ей к лицу)
Во время написания заметки, а также до и после, ни одно живое существо не пострадало. Я надеюсь.
Вам знакомо желание убить кого-то, потому что он лучше вас?
Мне - да. Признаюсь – я склонна завидовать. Конечно же, я не реализовывала это желание, потому что слишком труслива, чтобы воплощать его в жизнь, но мысли о том, чтобы объект зависти исчез, ну или случайно подвернул ногу – бывали.
Почему зависть называют одним из смертных грехов?
Может, отчасти, поэтому. Религиозная трактовка зависти хоть и многословна, но не полноценна: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие». Святитель Илья Миняти.
Это всего лишь одна, крохотная грань смысла и значения зависти. Зависть чувство объемное и сложное. Ее так и классифицирут - сложное переживание, которое состоит из злости, интереса и стыда. Злость, чтобы отбирать, разрушать границы обладателя вожделенного объекта, интерес, любопытство к нему же, а стыд, как наказание за то, что я не такой как тот другой, у которого есть то, чего я хочу. Несправедливо!
В общем так: Я хочу то, что есть у тебя. Раз этого нет у меня, то я ничтожество. Чтобы самому не убиваться от стыда, можно красиво обесценить и сделать убожеством того другого. Не физически, конечно. Пример про шубы. (Не дает он мне покоя): “Вы вообще знаете, что умирают животные, чтобы пошили эту пошлятину?” Животные, конечно, умирают. Еще загибается тот, кто вместо того, чтобы признать, что тоже хочет шубу, но не имеет в силу каких либо причин, делает из ее обладателя живодера.
Кому мы завидуем?
Мы завидуем тем, кто представляет для нас угрозу. Угрозу нашему представлению о самом себе. Я считаю себя умной и перспективной и очень стараюсь “держать марку”, А тут кто-то другой, не такой умный, по моему и общественному мнению, вдруг делает беспрецедентую карьеру и становится достоянием республики.
Как это возможно? Как это возможно пережить и не провалиться сквозь землю?
Никак. Здравствуй огненное подземелье стыда и душераздирающая зависть! Вдогонку можно испытать физическую боль. Потому что как только мы завидуем, в мозге активируется передняя часть поясной извилины — регион, играющий ключевую роль в обработке боли. Абстрактные чувства наш мозг обрабатывает так же, как физический опыт. Причём зависть «живёт» там же, где болевые ощущения. Физиология шутит, а жизнь – боль!
Так вот про угрозу. Существуют варианты обходиться с тем, что нам угрожает. Попробую перечислить: нападать/атаковать, замирать/умирать, убегать/избегать. Теперь то же самое, с точки зрения завидования. Когда я завидую, то могу быть агрессивной и грубой, но честно отобрать то, чему завидую. Еще могу страдать и самоуничижаться от своей бесталанности, немощности и еще какой дефектности. Потому что у кого-то есть, а у меня нет. А могу миновать, вытеснить зависть, по ряду исторческих причин и прекрасно обесценить другого, ни в чем не повинного человека. Еще один бок подавленной зависти – бесчувственноть. Чувствительность теряется и я могу провоцировать другого человека, невзирая на его чувства.
Не могу сказать что эти способы обхождения с завистью “полезные” для здоровья всех участников действа. Первый, хотя бы гуманен по отношению к самому завистнику. Когда зависть и злость в доступе, энергия чувства находит выход и никаким боком для здоровья не вылезает, кроме возможной уголовной ответственности завистника, например.
В зависти, как и в любом другом чувстве, таится много жизненной энергии, витальности. Часто случается, что чувство не осознается. Пережить его невозможно по разным причинам. Например, если в семье зависть порицалась, а к завистникам относились как к прокаженным. Тогда неосознаваемая зависть порождает энергию, а она, следуя своей природе, ищет выход. Если найдет, то появится обесценивание и агрессия к носителю моей потребности. Не найдет – соматизация станет маркером того, что какое-то чувство, потребность не реализована.
Под камнем зависти лежит клад потребности. Зависть ставит метку на лежащее в ее основе желание. Я хочу то, чего у меня нет и восхищаюсь этим – и так тоже выглядит многоликая зависть. Замечу, что завидуют лишь символу неудовлетворенной потребности. Тут полезно себе ответить на вопрос: если бы я обладал этим, то что бы мне оно дало? Иначе неизбежно столкновение с разочарованием.
Банальный пример с завистью к деньгам. Я могу завидовать тем, у кого много денег. Честно, завидую. Но что значит для меня обладать большими деньгами: успех, статус, независмость, признание, любовь ближних, квартира, машина, красота, свобода? В моем случае это независимость и свобода.
А у моего соседа по лестничной клетке, символ “много денег” может включать в себя совершенно другое значение. Деньги возможно получить, даже почувствовать от этого облегчение, а удовлетворение – нет, если идти не за своей потребностью. Секрет в том, что стремясь к “большим деньгам”, а не свободе, я иду чужим путем. У меня тогда нет выбора пути. Нет свободы. Мой собственный путь совершенно иной, чем дорога к деньгам.
Что же делать, если зависть живет?
Завидовать. Имеете право. Ведь существует чувство зависти. А еще хочется крикнуть: остановись! Увидь что с тобой происходит. Осознай, чего ты на самом деле хочешь. И это будет терапевтично. Точка бифуркации, появится в фокусе. А с ней возможность выбирать. Откроется путь.
На всякий случай, когда позавидуете, вспомните, что десять человек, которые хотят любви, хотят ее по-разному.
Как вы хотите любви?
И не придется никого убивать.
P.S. Ничего не знаю о конструктивной зависти. Но неплохо бы научаться завидовать и получать удовольствие от объекта зависти одновременно. Но это высший дзен.