Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам
Авторизация Регистрация
Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Поступать правильно

Подписаться на автора Поступать правильно
22 Октября 2017 22:21:29
905

Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, в которых можем повести себя правильно или нет, или узнаем из новостей о том, что кто-то известный явно сделал неправильный выбор или поступил неправильно. Мы так часто с этим сталкиваемся, что становится понятно: поступать правильно в ситуациях, для которых нет формально принятого этического стандарта, вообще говоря, не так просто.

Альфрид Лэнгле пишет, что для обнаружения того, что является правильным в действии, необходимо установить связь этого действия с человеческой сущностью, с духовным в человеке. Мы все интуитивно знаем, что что-то соответствует нам или нет, в чем-то мы себя узнаем, а в чем-то нет. Так мы переживаем что-то собственное, а значит, можем воспринять его и соотнестись с ним. И тогда правильное будет переживаться как согласованное со мной, с чем я в гармонии, за что я могу и готов нести персональную ответственность.

Правильное, с одной стороны, субъективно: одно и то же может быть созвучно одному человеку и несозвучно другому. С другой стороны, мы узнаем, что правильно, слушая внутренний голос в конкретной ситуации: этичным поступком будет лучший из возможных для этого человека здесь и сейчас.

Если мы поступаем правильно, это не значит, что мы избегаем страдания: может быть и так, что правильный поступок принесет боль и нам, и другим людям. И тогда становится особенно важно найти для этой боли, для этих страданий основание, — какую-то ценность, которая остается и в этой боли созвучной нам. Эта ценность задает направление, путь, который мы переживаем как правильный.

Серия исследований, которую провели Шелдон и Фишбах (Sheldon, O. J., & Fishbach, A. (2015). Anticipating and resisting the temptation to behave unethically), позволяет сделать такой же вывод: «правильное — это то, что согласовано со мной». Исследователи предположили, что люди с большей вероятностью противостоят искушению, если они могут посмотреть на свой поступок в развитии: не как на один самостоятельный эпизод неэтичного поведения, а как на звено в цепочке взаимосвязанных поступков.

Говоря простыми словами, человек с большей вероятностью съест кусок торта, если это будет «всего лишь один маленький кусочек», и с меньшей, если он будет смотреть не него как на один из двадцати кусков торта, которые он, вероятно, съест за ближайший месяц. Сопротивление неэтичному поступку, исходя из этой логики, должно быть сильнее, если поступок идет против идентичности человека. Все мы можем один-два раза ошибиться, но длинная цепочка неэтичных поступков ставит под вопрос то, как мы себя видим и воспринимаем.

В одном из исследований в этой серии испытуемых разделили на две группы. В первой группе испытуемых попросили вспомнить и написать о случаях, когда они обходили и нарушали какие-то правила, и это помогло им достичь какой-то цели в краткосрочной перспективе. Во второй группе испытуемые писали о случаях, когда они составляли «план Б» в какой-то ситуации. После этого всем участникам предлагалась ситуация, в которой перед ними было искушение сжульничать в сделке купли-продажи. Участники, которые до этого описывали свой опыт нарушения правил, жульничали в этой ситуации значительно меньше. В другом исследовании той же серии подтвердилось, что люди, которые видят свою идентичность постоянной, непрерывной в течение времени, — жульничают также меньше.

Чтобы поступить правильно, прислушайтесь к себе. Если в силу каких-то обстоятельств внутренний голос не слышен, спросите себя, как бы вы себя почувствовали, как бы переживали себя, если бы в будущем вы совершили этот вызывающий сомнение поступок еще много раз, и насколько вы узнаете в этом себя.



Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

Быть частью
С чувством принадлежности мы соприкасаемся в течение всей жизни — в семье, в школе, в среде друзей, на работе. Мы переживаем себя как часть чего-то, и через это можем определять самих себя: я отец или брат, я врач в такой-то клинике или студент такого-то факультета. Если по каким-то причинам среда, в которой мы оказываемся, холодна и враждебна, мы чувствуем напряжение и дистанцию, свою невключенность в сообщество других. Можем переживать себя лишними или даже невидимыми, это может быть очень болезненным.
Грусть
Спонтанно большинство из нас старается избегать грусти. Родители говорят своим детям «не плачь — ничего страшного не случилось», взрослые следуют правилам приличия и носят социальные улыбки независимо от своего настроения и состояния. В обществе мы, как правило, тем или иным образом сообщаем друг другу, что грусти следует избегать, что это чувство «плохое» или неуместное, что угрюмых людей никто не любит.
Поступать правильно
Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, в которых можем повести себя правильно или нет, или узнаем из новостей о том, что кто-то известный явно сделал неправильный выбор или поступил неправильно. Мы так часто с этим сталкиваемся, что становится понятно: поступать правильно в ситуациях, для которых нет формально принятого этического стандарта, вообще говоря, не так просто.
Смысл негативного
Никому не нравится испытывать отрицательные эмоции, но и не испытывать мы их не можем. Игнорируя их, вытесняя или постоянно отвлекая себя от них, мы в результате обнаруживаем, что они становятся только сильнее. Парадоксально, но чем больше мы стремимся не испытывать негативные эмоции, тем чаще и интенсивнее их переживаем.
Уязвимость
Уязвимость – переживание, которого мы все стараемся избегать. В уязвимости мы чувствуем неуверенность, быть уязвимым страшно, это всегда связано с каким-то риском для нас. Принять участие в проекте без гарантий его успешности; сказать человеку о своей любви первым без уверенности в его ответе; позвонить другу, у которого только что кто-то умер; любить и растить ребенка, на самом деле не зная, как он будет к вам относиться, когда вырастет; признаться другому в том, чего мы боимся на самом деле.
Почему духовные практики не работают
Когда мы говорим о духовности, мы, как правило, имеем в виду, что мир не ограничивается тем, что можно воспринять при помощи тела. Что мир — нечто большее, и за пределами нашего восприятия это большее существует само по себе, само в себе, образуя самостоятельное измерение мира — духовное. В этом смысле все, что выходит за границы нашего тела, его ощущений и эмоций, — принадлежит этому измерению.

Топ публикаций
Про дефективность Про дефективность Последнее время я много думаю о связи чувства собс...
Наши дети - наши поступки Наши дети - наши поступки Вы когда-нибудь задумывались, как вы будете воспит...
«Ты где?» вместо «здравствуй» «Ты где?» вместо «здравствуй» «Ты где?» вместо «здравствуй»; «что случилось?» вм...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice