Не так давно в США был проведен простой, но очень показательный эксперимент. В студенческой аудитории на парты поставили по стаканчику горячего кофе. И перед тем, как студенты отхлебнули из своего стаканчика, им сказали: кто хочет, может поменять свой кофе, на шоколадку. Желающих произвести такой обмен было около 5%. Если вы думаете, что причиной этого является такая любовь к кофе, или не любовь к шоколаду – вы ошибаетесь. В соседней аудитории проводил аналогичный эксперимент, только вместо кофе студентам раздали шоколадки, и с возможностью, соответственно их обменять на стаканчик кофе. Желающих снова было лишь 5% .
Этот эксперимент показывает — какое сильное сопротивление свойственно человеку перед любыми изменениями. И это биологически понятно, организм пытается сэкономить энергию, ведь любая новизна требует от мозга работы: прокладывания новых нейронных путей, концентрации внимания, поиск решения и т.д. А работа нашего мозга требует много энергии. Но с другой стороны именно такая напряженная работа мозга позволяет нам подольше сохранять свою психическую активность, быть более адаптивным к разным ситуациям, делать нашу жизнь разнообразной и интересной. Человек, который перестает замечать и вводить в свою жизнь новизну быстро превращается в старика. Не в умудренного опытом старца, а именно старика. Такой человек перестает замечать вокруг себя новые возможности, у него не хватает энергии для новых свершений и перемен.
Одно из важных явлений в жизни, которому в Гештальте отводится особое значение – это выбор. Вернее способность выбирать. Нам кажется, что мы всегда самостоятельно принимаем решения, делаем свои выборы. Однако, так ли это? Наши привычки, наш сценарий (читай, семейно-психологические традиции, передаваемые из поколения в поколения), наши психологические защиты и сопротивления, весь наш опыт (и опыт удач и опыт травм) все это влияет на выборы, который мы делаем сегодня. Все вышеперечисленное является одновременно и нашими опорами, которые помогают понимать реальность и как-то управлять её, и нашими же ограничителями, которые создают некий «коридор». «Коридор» за пределами, которого все кажется невозможным, таким образом, мы выбираем лишь из очень небольшого количества вариантов. Другими словами, очень часто мы совершаем, то, что можно назвать «псевдовыбор» – действие по привычке, безотносительно к ситуации «здесь и сейчас».
Чем это плохо? Во-первых, это неэффективно: мы не замечаем особенностей ситуации, мы не видим ее возможностей или напротив – угроз. Во-вторых, мы не присутствуем в таком случаи всей своей Личностью, мы как будто проживаем такие моменты лишь слегка. И если это обычное состояние человека – то он проводит жизнь «во сне» — он не присутствует в здесь и сейчас, а реагирует на ситуации как будто он все еще находится в прошлом. В процессе прохождения гештальт-терапии, происходит процесс, который называется расширения зоны осознавания. Этот «коридор» становится шире, в его стенках появляются окна и клиент, удивляясь, узнает, что, оказывается, жить можно еще и вот так, и вот эдак, и совсем по-разному, а не только как он привык. Для того, чтобы это начало происходить нам необходимо начать замечать новизну. Замечать, осознавать и пускать ее в свою жизнь. Ведь Новизна – это то, что происходит сейчас и по-новому, это маркер изменений.
Понятно, что истинный выбор – это свобода, это эффективность, это более гибкая адаптация, в конце концов, это право и возможно прожить СОБСТВЕННУЮ жизнь!
Пример. Мужчина, по имени, скажем, Эраст. С самого детства узнал, что мужчины не плачут и не жалуются. А попробовав попросить помощь у родителей, или рассказать им о своих проблемах, страхах – получал «поддержку» лишь в виде нравоучений, и обвинений «сам виноват», «думать надо было сначала» и т.д. Какова вероятность того, что уже во взрослой жизни Эраст будет избегать ситуаций, когда ему нужно будет попросить помощи, признать свои ошибки, получить поддержку? Я думаю, что шанс достаточно приличный. Возможно даже, наш герой будет испытывать разные невротические переживания и в ситуациях, когда ему нужно будет оказать кому-нибудь помощь. Например, начинать читать нравоучения или раздуваться от собственной значимости, или наоборот будет пытать спасать и поддерживать всех и вся как будто компенсируя нехватку поддержки и принятия тому маленькому Эрасту, которым он был когда-то сам.
Но можем ли мы сказать, что Эраст совершает выбор так реагировать и так поступать? Или это все-таки псевдовыбор, действие по привычке? Что бы измениться и перестать отыгрывать свой детский сценарий сегодня, ему придется встретиться, осознать и как-то принять свои забытые чувства, заметить ту новизну, которая есть сейчас и как-то ассимилировать ее в свою жизнь. И тогда делать ВЫБОР.