Мы склонны защищать то, во что верим, а не анализировать.
Вы устали от одиночества? Вас никто не понимает и Вы чужой на этом празднике жизни? Вы столкнулись с потерями и лишениями и теперь не знаете как дальше жить? Ваша жизнь - нескончаемая полоса неудач и невезений? Вы будете спасены! Вы обретете счастье!
Вы особенный! У Вас есть бесценный потенциал и супер-способности! Вы хотите их раскрыть? Вы хотите научится управлять собой, своим телом и мыслями, а может Вы еще хотите научится влиять на других людей? Вы будете посвящены в тайное учение! У Вас откроется третий глаз! Вы узнаете секрет долголетия и, даже, бессмертия!
Приближается конец света! Никто не сможет уцелеть...кроме нас! Мы будем спасены. И, возможно, и Вы. Если присоединитесь к нам.
Итак, секта. Она многолика. Все чаще обретает новые формы, прикрываясь философскими, психологическими учениями, бизнес-структурами, сетевым маркетингом и пр. Особую опасность несет тоталитарная религиозная секта. Каковы же ее основные признаки?
1. Наличие тоталитарного лидера. Лидер секты, как правило, обладает харизмой, лидерским потенциалом, искусен в методах психологического влияния, стремится к власти и обогащению, нередко имеет те или иные формы психических нарушений, склонен к девиантному поведению. Лидер секты наделяется сверх-способностями и обожествляется (предстает в виде пророка, реинкарнации Будды или Иисуса Христа, является проводником между человечеством и Богом / инопланетянами и т.д.) Нередко лидеры сами начинают верить в созданную своим болезненным воображением мифологию.
2. Вера в собственную исключительность. Любая секта основана на вере в исключительность не только своего лидера, но и его последователей. Идея спасения адептов секты или вера в обладание исключительными способностями (посвящение в тайное учение) группы религиозных последователей всячески поддерживается в сектах. При этом адептов либо физически отделяют от привычного социального окружения (отдельное поселение сектантов за городом и т.п.) или предпринимают необходимые действия для ослабления социальных связей новоиспеченных с семьей, друзьями, учебным и рабочим коллективами.
3. Наличие насилия. Для контроля над мыслями и действиями адептов, а также их запугивания и подавления воли используются разные виды насилия как со стороны лидеров, так и со стороны других членов общины. Насилие рассматривается не только как мера наказания за непослушание, но и преподносится как средство "очищения", необходимая мера для приобщения к "божественному". Например, в ряде сект практикуются публичные физические избиения "непокорных" и "оступившихся", а сексуальные оргии преподносятся как способ соединения с божественной энергией. Сексуальное насилие со стороны лидера (и его приближенными) как очищение души и тела. Нередко в сектах практикуется педофилия, сексуальный садизм и другие формы сексуальный перверзий. Секта нередко становится пристанищем для сексуальных девиантов.
Какие существуют методы вербовки в секту или так называемые "приманки"?
1. Прямой разговор на тему веры в Бога, спасения, веры в загробную жизнь и т.д. Бесплатное распространение литературы религиозного содержания (например, Свидетели Иеговы).
2. Приглашение на бесплатные мероприятия (молодежная вечеринка, концерт, курсы английского языка, киноклуб, разнообразные мастер-классы, бизнес- и психологические тренинги и т.д.). Конечно же далеко не всегда подобные мероприятия связаны с религиозными сектами, но такой способ привлечения широко распространен, например, среди сайентологов, муннистов и мормонов.
3. Вербовка через установление близких, доверительных отношений и приглашение познакомиться с "дружной семьей" - компанией единомышленников. Нередко практикуется обаятельными представителями противоположного пола среди молодежи. Метод вербовки широко применяется муннистами.
Методы психологического влияния в сектах:
1. "Бомбардировка любовью" - проявление радушия, благорасположения со стороны других сектантов. Новоиспеченного адепта принимают в свою "семью", встречают объятиями, улыбками и радостными приветствиями. Стоит только адепту проявить недоверие или нежелательно поведение, то сразу столкнется с противоположной реакцией.
2. "Религиозное самообращение": сила веры и приверженности религиозному культу будет тем больше, чем больше адепт будет ощущать отсутствие давления извне и ответственность за собственный выбор. Когда новоиспеченный член секты придет к мысли, что он разделяет многие взгляды секты (о счастье, о смысле жизни, о добре и зле), что его никто насильно здесь не удерживает, что к нему относятся доброжелательно, что он всегда имеет право выбора и в любой момент сможет уйти, он окажется "на крючке". Помимо этого, новоиспеченных адептов привлекают к вербовке новых членов секты, что еще больше укрепляет их веру. Вербуя других, они находят новые аргументы для самих себя, чтобы остаться в секте. "Если вам когда-нибудь доведется беседовать с психологически обработанным членом секты, это произведет на вас неизгладимое впечатление. Вы выясните, что он не сомневается в том, что знает лучше вас, что вам нужно. Он абсолютно убежден в собственной правоте и не признает ответа «нет», так как ему внушили, что в провале вербовки виноват всегда он. Стараясь избежать наказания, он жаждет преуспеть, поэтому использует все приемы, чтобы заманить вас в ловушку. Зачастую за словами о духовном развитии проступает фанатичная вера и нетерпимость к инакомыслию". - Т.Лири, М. Стюарт.
3. Сила групповой динамики (массовые пения, танцы, религиозный экстаз). В процессе массовых собраний, хорового пения, танцев, которые нередко сопровождаются введением людей в измененные состояния сознания с помощью наркотических веществ или, например, специальных дыхательных практик, конвульсионных движений, адепт ощущает полное единодушие и единение с группой. Происходит "стирание" личных границ и растворение в общем пространстве "мы". Опыт измененного состояния сознания и экстатические чувства, нередко возникающие при этом, могут оцениваться человеком (не без подачи лидера) как особый религиозный опыт, "просветление", связь с Богом и т.д. Истории известны случаи массовых психозов и истерий, связанных с религиозными переживаниями.
4. Культ исповеди. Исповедь используется как средство контроля над личностью адепта и запугивания в случае непослушания или желания покинуть общину. Во время исповеди происходит сбор информации об адепте, его страхах и слабостях, ценностях и убеждениях, информация о семье, их месте проживания, чтобы можно было в случае необходимости шантажировать их небезопасным положением.
5. Применение насилия и запугивания. В секте активно применяются разные формы насилия и запугивания с целью исключения возможности адепта покинуть общину (угроза избиения, сексуального насилия, лишения жизни, шантажирование здоровьем и безопасностью близких). Тема насилия в сектах хорошо раскрыта в х/ф "Колония Дигнидад" (2016).
6. Контроль над образом жизни, мыслями и действиями, сексуальной активностью адепта. Новоиспеченных адептов, как правило, вообще не оставляют наедине со своими мыслями. Их сопровождает более опытный сектант и проводит беседы религиозного содержания, предвосхищая сомнения адепта. Если речь идет о каком-либо собрании, выездном мероприятии, то распорядок дня жестко регламентируется (режим сна и отдыха, прием пищи, хоровые пения, лекции на религиозные темы, физическая активность и т.д.), чтобы у адепта не было возможности остаться наедине с самим собой и проанализировать происходящее. Помимо это происходит контроль над сексуальной жизнью и любовной привязанностью адепта. Все отношения должны происходить только с разрешения лидера и исключительно с членами общины. Известен случай массового "венчания" 4 тысяч пар адептов лидером секты муннистов Сан Мюн Муном в Южной Корее.
7. Материальная зависимость от секты. Адепт становится материально зависимым от общины, поскольку обязан жертвовать определенную часть своего дохода (а в некоторых случаях и все свое имущество). Если адепт материально неспособный, то он обязан зарабатывать деньги для общины, выполняя ту работу, которую ему поручают. Пожертвование имущества и денежных накоплений адепта в пользу секты нередко делает невозможным его возвращение к прежней жизни.
8. Несбывшееся пророчество способствует еще большему укреплению веры или когнитивный диссонанс как метод влияния. Леон Фестингер, автор теории когнитивного диссонанса, стремясь экспериментально проверить справедливость своей теории, в качестве объекта исследований выбрал уфологическую тоталитарную секту, построившую свой культ на идее скорого наступления конца света. Лидер секты утверждал, что находится в телепатическом контакте с пришельцами с другой планеты. Члены секты продали дома, раздали деньги и в назначенный день поднялись на вершину горы, чтобы спастись от неминуемой гибели на летающих тарелках, так как на следующее утро, по предсказанию лидера, ожидался конец света. Они тщетно прождали всю ночь, но летающие тарелки не прилетели. Пришло утро, и конец света не наступил. Казалось бы, последователи должны были испытать разочарование и счесть себя обманутыми, но таких «отщепенцев» нашлось всего двое, и то оба они были из «новеньких». Большинство же членов секты еще более укрепилось в вере. Лидер возвестил, что пришельцы видели их всенощное бдение и решили пощадить Землю. А члены секты стали еще более преданными лидеру и еще теснее сплотились вокруг него после унижения и публичного осмеяния в прессе.
Теория когнитивного диссонанса объясняет, почему последователи секты еще теснее сплотили ряды. Каждый человек стремится сохранить гармонию и придать своей жизни смысл. Он должен считать, что действует в соответствии со своим собственным мировоззрением и системой ценностей. Если его поведение по какой-то причине меняется, то его представление о себе и система ценностей тоже меняются, чтобы соответствовать новому стилю поведения. Деструктивные секты умышленно вызывают у последователей такой диссонанс, чтобы психологически их контролировать.
Конечно же успех подобного рода культов в привлечении последователей заключается в искусном применении комплекса методов психологического воздействия на личность. Однако основным мотивом, толкающим человека в подобного рода организации, является поиск ответов на непростые вопросы о счастье и смысле жизни, о смерти и спасении, страхе одиночества и изоляции.
Хотелось бы завершить статью мудрым изречением Ирвина Ялома о смелости человека столкнуться с этими сложными вопросами и найти ответы на них в самом себе:
"Вглядитесь в солнце, посмотрите немигающим взором на свое место в жизни, попытайтесь жить, не опираясь на перила, предлагаемые религиями, — я говорю о разнообразных идеях продолжения, бессмертия, реинкарнации. Все они отрицают, что смерть есть конечный пункт. Думаю, что мы можем нормально жить и без спасительных перил. Я согласен с Томасом Гарди, который сказал: "Если существует путь к лучшему, он, без сомнения, требует сначала взглянуть на худшее"