Одна из распространенных причин обращения к психотерапевту — это желание разобраться в мыслях и кажущемся отсутствии логики в поведении другого. «Почему парень из приложения для знакомства внезапно исчез и не отвечает на сообщения?!», «Почему коллега только флиртует у кулера и шлет смайлы, а на ланч не зовет?», «Почему начальник все время срывается в истерику?», «Почему сын закатывает истерики?»…
Те, кто имеют опыт общения с психотерапевтами, знают, что, скорее всего, парировать профессионал будет хрестоматийным: «А как вам самой/самому такое поведение?», «Что вы чувствуете по этому поводу?».
Дело тут, во-первых, в профессиональной этике: когда работаем с клиентом, фокусируемся именно на клиенте. Не работаем «про другого», работаем только про того, кто перед нами сидит в кресле.
Во-вторых, сам факт, что человек собрался и таки дошел до консультации, означает, что началось движение во внутреннем мире. Когда человек обращается за психотерапевту, ее или его ведет важная тревога «про себя». Что-то в личной картине мира очень задето, возник некий дискомфорт, с которым уже нет сил мириться.
Но есть и третья причина. Если мы во время сессии пытаемся заочно расшифровать чувства и мотивы Другого, некого третьего, то мы будто приписываем им гораздо большую важность. И в этот момент клиент превращается в того, кто только и может, что отражать, реагировать, подстраиваться. Как сказали бы в нарративной практике, клиент в этот момент лишается авторства своей истории. И психотерапевт с клиентом сидят и гадают, что же этот незримый Другой имел в виду, ведь от него зависит весь сюжет. А это не так. Запрос — клиента, история — клиента, внутренняя жизнь и выводы - тоже клиента, и только его (или ее).
В больше степени, кстати, данное явление распространено среди женщин. В силу традиционного воспитания, женщин настраивают на кооперацию и учет интересов других. Иногда настолько, что забывают объяснить, что фокус внимания с поведения и желаний и потребностей других иногда стоит переводить и на свои собственные.
Кстати, «выдумывая» мотивацию другого человека, мы недооцениваем способности своих собстенных зеркальных нейронов. Природа нас задумала как достаточно тонко настроенных коллективных игроков. И, если мы вникнем в свои чувства и тонко проинтерпретируем их, то, скорее всего, мы весьма верно сможем считать и другого, на которого наши нейроны и среагировали. Именно поэтому, анализируя поведение другого, стоит прислушиваться к своим чувствам и задать себе вопросы, «Что я сейчас чувствую по этому поводу?» - это уже анализировалось в данной статье.
Рефлексия - отслеживание собственных мыслей и «мыслей о мыслях» требует пауз и занимает достаточно много времени. Однако, потратив несколько минут на то, чтобы всмотреться вглубь себя, потом мы можем сэкономить часы и дни, не занимаясь чужими делами и мыслями.
Поэтому, каждый раз, когда кто-то в вашем окружении ведет себя непонятно, прежде всего прислушайтесь к себе. Вам-то это как? Какие чувства у вас это непонятное поведение вызывает? Каково ваше мнение по данному поводу - без обязательного учета и расшифровки мнения других? И действуйте уже исходя из своих интересов, а не исходя из странных особенностей миллиардов людей на этой планете.
Фото: Андреа Торрес