Есть чувства, которые знакомы абсолютно всем людям. Страх — одно из таких чувств. Он идет с нами рука об руку всю жизнь.
Страх начинается с боязни злого чудища из детской сказки, подстерегает в темноте своей непредсказуемостью, настигает горьким плачем в страхе остаться одному, без мамы.
Мы растем, меняемся, и страх тоже видоизменяется, превращаясь в страх провалиться на экзамене, не быть принятым сверстниками, быть отвергнутым, осмеянным, нелюбимым, брошенным, преданным, покинутым.
Чем больше в жизни мы хотим, и чем больше ценного у нас есть, тем большими страхами это может обрастать — так появляется страх быть неуспешным, страх бедности, одиночества, страх быть непринятым в своем обществе, страх обесценивания, несоответствия ожиданиям близких людей или начальника.
ПРИЧИНЫ СТРАХА
Почему он возникает? Наверное, потому что жизнь не дает нам стопроцентных гарантий, и в любой момент может случиться что-то неприятное или угрожающее. Потому что мы смертны в каждый момент, а не начиная с 80 лет, потому что мы не знаем, сколько нам отпущено, что нас ожидает завтра.
Мы идем по этому хрупкому миру, и страх сопровождает нас, служит нам предупреждающим сигналом. Он пытается подхватить нас там, где мы можем провалиться, но может стать и препятствием на пути, остановить и не дать быть свободными, проживать что-то важное, осваивать что-то новое. Новое зачастую вызывает напряжение, неуверенность и даже страх, потому что мы не знаем, что нас ожидает и как мы с этим справимся, хватит ли у нас сил, способностей, мужества, сможем ли мы.
Мартин Хайдеггер, немецкий философ XX столетия, говорил, что страх — это основное условие бытия. Страх делает очевидным такие качества мира как хрупкость, отсутствие постоянства и обусловленности.
ЗДОРОВЫЙ И ПРЕУВЕЛИЧЕННЫЙ СТРАХ
В зависимости от того, что с нами делает страх, его можно разделить на здоровый и болезненный страх. В чем различие?
Здоровый, то есть реалистичный страх непосредственно связан с угрожающей ситуацией и соответствует ей по своему виду и величине. Когда едешь на машине на высокой скорости, совершенно естественно опасаться аварии, столкновения, бояться не справиться с управлением. Если глубокой ночью идти по безлюдной улице, здоровой будет боязнь грабителей. Или если ты не готовился к экзамену, то страх не сдать его будет совершенно соответствующим ситуации.
Здоровый страх предупреждает об опасности, помогает лучше воспринимать какие-то вещи, которые важны для нашей жизни. Например, знание о вреде курения не очень эффективно воздействует на курильщиков, но если человеку говорят, что у него возник риск рака легких или инфаркта, и человек почувствовал страх, то больше вероятность, что он бросит курить.
Болезненный страх — это страх, который мешает человеку осуществлять то, что, в общем, ему по плечу. Болезненный страх ограничивает, делает человека пассивным, парализует, искажает восприятие реальности.
Если, например, человек боится экзамена, хотя готовился и знает достаточно, но страх парализует его до такой степени, что может помешать пойти на экзамен, — это уже патологический, то есть болезненный страх. Патологическим является страх потерять сознание, ездить в метро, летать на самолетах и так далее. Все эти страхи не дают человеку жить, «заставляют» его избегать определенных ситуаций, выполнять защитные ритуалы. Жизнь становится нагруженной, какие-то планы не реализуются из-за страхов, вплоть до того, что человек вообще может перестать выходить из дома.
Когда страх закрепляется, возникает снова и снова уже в других ситуациях, приводит к фиксированным защитным реакциям, о нем говорят как о болезни. В таком случае страх часто иррационален, человек невосприимчив к аргументам (например, самолеты — это самый безопасный вид транспорта), мало помогают объяснения, почему возник страх (однажды душная атмосфера в метро вызвала предобморочное состояние, после чего возник страх обморока в метро).
Таким образом, можно сказать, что здоровый страх нас защищает, а болезненный — ограничивает, блокирует, может не дать нам реализовать себя, осуществить что-то важное и ценное в жизни.
КАКИЕ БЫВАЮТ СТРАХИ
По поводу чего может возникать страх? У каждого из нас есть свои уязвимые места, которые актуализируются при страхе.
Известный австрийский психотерапевт Альфрид Лэнгле сгруппировал страхи в 4 группы, согласно его концепции четырех фундаментальных мотиваций, движущих человеком:
1. Страх утраты своего «могу», приводящий к чувству бессилия. Бессилие противоречит сущности человека, поэтому его так трудно переживать.
Сюда же относится чувство утраты контроля, за которым стоит то же «не мочь». Страх перед внутренней хрупкостью, что ты не сможешь перенести эту трудную жизнь. Другой страх — перед хрупкостью этого мира, которому я доверяю, но в любой момент может произойти что-то плохое. И когда это происходит, возникает страх повторения случившейся ситуации.
В самой своей глубине есть чувство утраты опоры, почвы, которая держит, чувство, что я падаю в Ничто.
2. Другая категория страхов — это страхи, связанные с угрозой потери ценности: здоровья, отношений, любимого занятия, страх оказаться в изоляции и одиночестве.
3. Бывают страхи перед самим собой: страх одиночества, страх быть собой, страх потерять уважение, обнаружить в себе что-то неприглядное, страх не прожить свою собственную жизнь, не реализовать себя, не суметь на себя положиться, не защитить себя, не оправдать ожидания других.
4. Четвертая категория страхов связана со смыслом, будущим, контекстом: страх перед новым и незнакомым, перед неопределенностью, сомнением, есть ли у этого нового будущее, имеет ли оно смысл. Страх того, что не успеешь что-то важное прожить, пережить, реализовать то ценное, что считаешь смыслом жизни.
СТРАХ СМЕРТИ
Одним из самых сильных страхов, присущих только человеку, является страх смерти, страх пред Ничто, которое наступает со смертью. И.И. Мечников в своей работе «Биология и медицина» отмечал, что страх смерти — один из главных признаков, отличающих человека от животных.
За многими другими страхами обнаруживается тот же страх смерти. Часто люди даже говорить о своей смерти не могут, эта тема для них является запретной, ужасной, невозможной. Но так как смерть — это тоже часть жизни, часть того порядка, структуры, присущей миру, которая является опорой для человека (мы все знаем, что в жизни есть рождение, рост, созревание и смерть), то эта тема должна быть лишена страха, о ней нужно говорить и иметь представление о смерти.
Экзистенциальная философия видит смысл страха в том, что он приводит человека к вопросу: как я могу жить с тем, что однажды я умру, и что это может случиться даже сегодня?
Если бы я сегодня должен был умереть, чем бы это было для меня? Что такое для меня умирание? Что такое для меня смерть? Это вопросы, которые позволяют прикоснуться к теме смерти, посмотреть на нее, услышать себя, что внутри отзывается на эти вопросы, какие чувства возникают, чего я больше всего боюсь в этом?
Как правило, возникает сожаление, что смерть уничтожит то, что мы создали, что она не даст продолжить то, что начато, что еще не сделано, что еще собираешься сделать. Вопрос о смерти поворачивает нас лицом к жизни: полно ли я живу, реализую ли я то, что считаю важным? Непрожитая, пустая жизнь усиливает страх смерти. Если же жизнь наполнена ценным, важным, осмысленным, тогда смерть не так страшна, это часть жизненного порядка, что тоже дает опору.
ЦЕННОСТЬ СТРАХА
Делая вывод, можно сказать, что страх имеет смысл, он указывает нам на важные области жизни, не дает нам упустить что-то важное для нас, он словно бы говорит нам: «Посмотри на свою жизнь, где ты что-то упускаешь? Где точка твоего развития? Что ты должен укрепить в себе? Какие взгляды и установки пересмотреть?»
Там, где есть страх, там есть рост и развитие. Страх присутствует в нашей жизни, чтобы мы стали взрослее, сильнее, спокойнее. Собственно говоря, за страхом всегда стоит ценное чувство: «Я хочу жить!»
Поскольку чувство страха всегда переживается как какая-то немощь, потеря почвы под ногами, разрушение структуры, которая нас поддерживает, то и работа со страхами основана на поиске опоры, устойчивости. Чего нам не хватает в нашей жизни, в себе, чтобы прочнее ощущать себя? Какие условия нужно выполнить, чтобы мы могли быть более устойчивыми в существующей реальности?
Чем менее человек может, тем больше у него страхов, тем неувереннее он себя чувствует в мире. У детей страхов обычно много, потому что они еще очень мало могут, недостаточно знают о мире, его структуре, законах. Взрослый человек способен найти вещи, которые делают его крепче, помогают восполнить имеющийся дефицит поддержки.
Что можно для этого сделать?
1. Найти максимальное количество опор в мире и в себе. Что держит меня вовне, на что я опираюсь в себе?
2. Найти пространства, где я чувствую себя в безопасности. Где я ощущаю себя понятым миром, защищенным?
Это дает возможность чаще эмоционально ощущать несущие мое бытие опоры, пространства, в которых я могу быть, и испытывать чувство защищенности. Чем больше этих чувств несет в себе человек, тем увереннее он идет по жизни и тем труднее страхам его схватить.
Необходимым элементом работы со страхами является работа с напряжением. Страх всегда сопряжен с напряжением, альтернативой которому является состояние покоя и расслабленность. Необходимо различными методами стараться приходить к расслаблению мышечного тонуса и чувству внутреннего покоя (массаж, ванны, физические упражнения, спокойная деятельность).
Большое значение имеет работа с дыханием. Когда возникает страх, это неизбежно сопровождается сбоем в дыхании: мы замираем и перестаем дышать, или дыхание становится очень поверхностным. Соответственно, в процессе работы со страхами нужно обращать внимание на то, чтобы дыхание было равномерным, брюшным, а не грудным.
СМОТРЕТЬ СТРАХУ В ЛИЦО
Есть специфические методы работы со страхами. Один из них основывается на том, чтобы парадоксальным образом захотеть того, что вызывает страх. Этот метод был разработан Виктором Франклом, который применил его при работе со страхами ожидания.
Со значительной долей юмора человек желает себе того, чего боится. По принципу «лучше ужасный конец, чем ужас без конца» человек со страхом покраснеть на публике желает себе: «Ну уж если мне придется покраснеть, то я это сделаю по максимуму. Я покраснею так, что буду светиться, как красный фонарь, мои щеки будут пылать румянцем, я буду краснеть каждые 10 минут, я всем покажу, как нужно краснеть! Я желаю себе этого, впредь я буду регулярно краснеть на людях!»
Другие методы работы со страхами, известные психологам и психотерапевтам, приводят человека к занятию позиции по отношению к своему страху, к решению хотя бы один раз суметь выдержать то, чем грозит ситуация. То есть речь идет о том, чтобы заглянуть в лицо своему страху, позволить ему войти в себя, выдержать его:
1 шаг: Что было бы, если случится то, чего я боюсь? Что реально бы произошло?
2 шаг: Как это было бы для меня? Почему это было бы плохо?
3 шаг: Что бы я стал делать?
Такая конфронтация со страхом позволяет в какой-то степени пережить возможную реальность, которая воспринимается как ужасная, и в этом и содержится зерно исцеления от страха. Удивительным образом приходит облегчение, потому что при этом все равно что-то держит мир, продолжается какая-то жизнь, даже очень грустная и тяжелая, когда уже ничего не можешь сделать, а просто остаешься с этим, даешь этому быть. Такое погружение в самую глубину страха — как погружение на дно пропасти, где снова появляется почва под ногами.
А если возникает вопрос: если я этого не перенесу и умру? Значит, такова была моя жизнь.
Интеграция смерти в жизнь освобождают нас от страха и делает свободными, жизнь становится полнее и ощущается как хорошая в большей степени. Как следствие, наступает внутренний покой: я допускаю, что жизнь может быть такой, какая она есть, а не такой, какую я хочу ее видеть. Это главный урок, который мы извлекаем: жизнь имеет право быть такой, какая она есть. Моя задача — встречать ее в ее реальном проявлении и стараться максимально хорошо ее прожить из себя самого, из своей сущности, оставаясь собой при любом ее проявлении.
Автор Светлана Мардоян,
источник thezis.ru/strah-kak-mudryiy-podskazchik.html