Психолог, Онлайн-консультант супервизор
г. Волгоград
С детских лет каждый из нас помнит одно из величайших творений Николая Васильевича Гоголя "Вий". Кто подзабыл, напомню, что семинарист-философ Хома Брут с друзьями отправился на каникулы. Остановившись на ночлег у одной бабульки, Хома и подумать не мог, что перед ним роковая женщина, ведьма...
Вспомните, что произошло в тот самый час? Разместив всех ребят, бабулька отправилась в хлев, где ночевал Хома.
Старуха шла прямо к нему с распростертыми руками.«Эге-ге! — подумал философ. — Только нет, голубушка! устарела». Он отодвинулся немного подальше, но старуха, без церемонии, опять подошла к нему.
Вот она, начальная точка конфликта, исход травмы, если можно так выразиться.Перед нами мужчина и женщина, неважно какого возраста, титулов и прочих регалий. Две природы, две стихии.
Отвергнутая женщина превращается в злую, очень злую ведьму.
Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих.
С литературоведческой точки зрения, мы уже никогда не узнаем, был ли этот ночной, безумный полет на оседланном Хоме местью ведьмы или это красиво сгенерированный художественный прием гениального писателя, но с точки зрения психологии отношений более похоже на первый вариант. Месть ведьмы-женщины за травму обесценивания и отвержения.Психологическое состояние мужчины с доминирующей женщиной описано блестяще Гоголем-тонким знатоком душ человеческих.
Такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине. Он чувствовал какое-то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу. ...Он чувствовал бесовски сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение
Половой инстинкт и страх - все смешалось в голове несчастного Хомы, когда голос плоти в юном теле надрывается в совсем уже не детском желании...Но нравственная, социально ориентированная основа личности молодого человека (персона, социальная маска) перевешивает эмоциональный отклик и Хома начинает судорожно читать молитвы.
Сила молитвы подействовала, Хома освободился от своей наездницы. Однако теперь он, судя по всему, сублимируя свою сексуальную энергию,
вскочил, в свою очередь, к ней на спину. Старуха мелким, дробным шагом побежала так быстро, что всадник едва мог переводить дух свой.
Выраженная сексуальная агрессия Хомы откликнулась в нем желанием изувечить отвергнутую им женщину. Я бы даже сказала, что тем самым, избивая ее поленом, он не просто снимал с себя возбуждение, но и в такой агрессивной форме пытался вытеснить то самое желание, возникшее у него во время полета, и, вероятно, доставившее ему дискомфорт и чувство стыда, что он, молодой и красивый, а все же что-то да почувствовал к этой уже немолодой женщине. Иными словами, вымещал свою злобу и аутоагрессию на жестокие действия по отношению к этой женщине.Дикие вопли издала она; сначала были они сердиты и угрожающи, потом становились слабее, приятнее, чище, и потом уже тихо, едва звенели, как тонкие серебряные колокольчики, и заронялись ему в душу; и невольно мелькнула в голове мысль: точно ли это старуха? «Ох, не могу больше!» — произнесла она в изнеможении и упала на землю.Он стал на ноги и посмотрел ей в очи: ... Перед ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами.
И снова непонятное психологическое состояние овладело Хомой. От которого он трусливо побежал в город, бросив несчастную женщину умирать.
Метаморфоза, связанная с превращением старухи в красивую женщину, это своего рода акт установления или даже торжества правил сексуальной игры Хомы.
"Пока доминирует она, я не вижу в ней женщину"
"Когда доминирую я, жестоко подавляя ее, она для меня Красавица".
Отчасти это созвучно с правилами полоролевой игры между мужчиной и женщиной. Для мужчины женщина привлекательнее, когда он охотник и наоборот, чем больше активности женщина проявляет, тем больше вероятность возникновения отвращения.Личностная характеристика Хомы весьма неприглядная: избил до смерти женщину, удрал по-подлому, оказался корыстен и мелочен. Вся его личность отразилась в одной емкой фразе после того, как ему озвучили волю усопшей:
"Три ночи как-нибудь отработаю, зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами".Гоголь своей талантливой рукой рисует совершенно потрясающие мистические картины, возникающие в сознании Хомы. Но больные, тревожные, призрачные видения есть не более чем отголосок совести, напоминающей тлеющий уголек в его душе.
Таким образом, не грозные видения, не пресловутая нечисть погубила Хому, а его невежество, безответственность, озлобленность, деспотизм, сексизм и жадность.Это качественно новое переосмысление легендарного произведения Гоголя. Долгие годы потребовались на осмысление реальной картины, не побоюсь этого слова, расстановки, не укладывающейся в рамки стереотипного понимания повести, которая позволяет беспристрастно посмотреть на образы и найти их в нашей реальности.