Первая половина жизни человека подчинена формированию Персоны. Подчинение, адаптация, конформизм – пожалуй, основные киты, на которых строится Персона. Человек существует в соответствии с общественными законами – «как все». Напряжение, скорее всего, возникает в случае, если вдруг что-то идет не так «как у всех».
Общественные убеждения, мораль или принимаются безоговорочно, или же мы можем их нарушать в той степени, в какой их нарушают все остальные. Такую форму жизни определяют как «транс консенсуса» или «стадный менталитет», который не обращает на себя внимания, поскольку разделяется всеми.
Первая половина жизни – это абсолютная власть и доминирование Персоны, преувеличенная и грандиозная культура головы, перманентная бессонница никогда не заходящего солнца.
Однако день близится к полудню, солнце поднимается высоко, количество света возрастает, а тепло первых лучей исчезает, контраст между тенью и светом увеличивается. После полудня тень начинает расти, становясь к закату солнца очень длинной и худой. Этот период часто знаменуются наступлением кризиса, который принято обозначать кризисом средины жизни.
В среднем возрасте коммуникация между Персоной и Тенью – это установление необходимого баланса между общественными правилами и внутренней истинной человека. Персона (Маска) – это более или менее сознательная адаптация человека к условиям жизни в обществе. Каждый человек формирует множество Персон и ролей, одна часть человека взаимодействует с семьей, другая – с работодателями, третья – с друзьями. Часто люди склонны путать Персону со своей внутренней сущностью и отождествлять себя с исполняемой ролью. Персона авторитарна и репрессивна, она вытесняет огромный гигантизм пасмурного ночного мира, из которого изо дня в день приходится восставать обществу. Как отмечал К.Г.Юнг:
«Она (Персона - прим.авт.) представляет собой необходимый компромисс между личностью и обществом».
Первая половина жизни человека уходит на выстраивание и укрепление Персоны: получить образование, работу, обзавестись семьей и социальными связями. Во имя этого часто приходится жертвовать своим внутренним миром. Все то что, оказалось проблематичным для Персоны, изгоняется в Тень. Без сомнения в Тень уходят различные деструктивные импульсы, однако, вместе с тем и удовольствие, и спонтанность, и творческий запал. Общественные требования, с которыми сталкивается человек, начиная с родительской семьи, расщепляют содержание психики, тем самым увеличивая область Тени. Юнг пришел к выводу, что
«если раньше считалось, что человеческая тень является источником всевозможного зла, то сейчас, после более детального исследования, можно утверждать, что она содержит не только склонности предосудительные с точки зрения общественной морали, но и положительные качества, такие как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистичные инсайты, творческие импульсы».
Таким образом, к средине жизни человек вытесняет большую часть своей личности. К среднему возрасту человек может ощутить большое количество гнева и раздражения, которые начинают проявляться по отношению к различным ситуациям и окружающим людям. Так происходит ввиду того, что человек прежде подавлял свои гневные импульсы, которые препятствовали бы его адаптации к социальным правилам игры. Любая социализация ограничивает природные импульсы, а потому нет ничего удивительного в аккумуляции гнева. Признание гнева и развитие способности направлять его в определенное русло могут стать очень мощными источниками для изменений. В этом случае человек отказывается жить в противоречии с самим собой.
Столкновение с Тенью в среднем возрасте чаще всего вызывает замешательство и боль, так как человеку приходится считаться с чувствами, которые не соответствуют нормам, утвержденным в мире Персоны. Это такие нелицеприятные истины как эгоизм, зависть, ревность, вожделение. Если раньше эти качества легко проецировались на других людей, то в среднем возрасте уловки самообмана постепенно тают. Несмотря на то, что встреча со своими не самыми прелестными качествами может вызывать боль, их признание, как своих качеств личности, останавливает проекции на окружающих, что приводит к более реалистичному и незамутненному механизмами защиты контакту с другими людьми.
В целом столкновение с Тенью чаще всего провоцирует у человека:
- чувство страха, которое может принимать недифференцированный, неопредмеченный характер, страх нового, страх утраты контроля, страх сумасшествия, страх смерти;
- чувство одиночества, в диапазоне – от смутного чувства своей отдельности от других людей до всеобъемлющего экзистенциального отчуждения;
- активизацию темы смерти.
Юнг выдвигал предположение, что наилучшее, что каждый человек может сделать для окружающего мира, это избавиться от проекций своей Тени.
Этот момент требует мужества и воли, чтобы признать: в мире плохо то, что плохо во мне. Такие моменты согласия становятся исходным пунктом на пути нахождения способов, которые позволяют людям излечить себя и свои отношения с окружающими.
Встреча со своим Я означает возвращение назад, чтобы взять с собой все то, что осталось невостребованным: радость жизни, неразвитые задатки, детские мечты и надежды. Некоторым из нас не хватало родительского одобрения или родительской смелости, чтобы мы могли реализовывать свою истинную природу. Тревожные родители предупреждали, что реальность внешнего мира с его суровыми законами очень быстро опрокинет на землю дирижабль нашего вдохновения. Будучи сами слишком испуганы, они передали нам страх и самое востребованное качество на свете – терпение. Мы усвоили эту родительскую позу пса с поджатым хвостом, раболепно заискивающего перед милостью хозяина. «Как бы ничего не вышло», - тотем дрожащей покорности. Но некоторым из нас в средине пути, когда другой берег нашего путешествия замаячил перед нашим взором, стало невыносимо от осознания того, как быстро мы достигли средины своей жизни, так и не успев ничего понять ни про себя, ни про свою жизнь.
Получение разрешения на самореализацию – очень весомый аспект, который характерен среднему возрасту. Усиление осознания смертности, временной ограниченности и ответственности за свою жизнь побуждает делать все возможное, чтобы в большей мере быть самим собой.
Второй половине жизни свойственна напряженность взгляда – вовнутрь и вовне. Синтез дня и ночи: не обижать, но и себя не забывать.
Ключ к интеграции Тени, то есть непрожитой жизни, состоит в осознании, что ее призывы исходят от Самости, которая больше не согласна ни с продолжением вытеснения, ни с произвольным отыгрыванием. Интегрирование Тени требует, чтобы человек, живя в социуме, брал на себя ответственность и вместе с этим более честно относился к самому себе. При ослаблении энергии Персоны человеку открывается истина о том, что до сих пор он вел образ жизни, соответствующий взрослеющей личности, интеграция внутренней правды, приятной или не очень, необходима для начала новой жизни и для восстановления цели в жизни.
|