Повысить рейтинг
Введите количество баллов которое хотите купить (100 балов = 2$)
*Каждый день, будет сниматься -10 баллов, чтобы поддерживать равные возможности и в рейтинге были наиболее активные психологи.
Присоединяйтесь к нам

Чтобы быть в курсе всех интересных новостей, оставьте свою почту

Также следите за нами в соцсетях

Авторизация
Логин:

Пароль:

Авторизация
Логин:

Пароль:

Укажите ваш E-mail
Подписаться

Самооценка и стыд

Подписаться на автора Самооценка и стыд
28 Января 2018 07:08:15
2977

Вопрос о самооценке давно стал темой популярной психологии. Между тем самооценка (самоценность, самоощущение, самовосприятие) это не частный параметр психики, а отправной пункт всех жизненных проявлений и притязаний. Самооценка динамична, меняется вместе с развитием человека - страдает от накопившегося чувства стыда и повышается по мере обретения гордости.

Чрезмерный стыд, который называют токсическим это ощущение себя значительно хуже других людей - «гадким утенком», «неведомой зверушкой», «не нашего рода-племени». Он формируется когда ранний детский возраст перегружается стыдящими взглядами или унижающими словами от значимых людей. Вспомните слова, услышанные много лет назад, от которых до сих пор становится больно. Обзывая себя, мы пользуемся словами, которые боялись услышать или слышали в свой адрес. Глядя на себя в зеркало неодобрительно, мы смотрим критическим взглядом, принадлежащим отцу или матери. Пубертатный возраст с появлением вторичных половых признаков приносит новые дополнительные поводы стыдиться. В этот период в сознании подростка доминирует идея быть не хуже других.

Чрезмерный стыд независимо от возраста переживается как «я маленький и слабый, а они большие и сильные». Стыд вызывает желание стать невидимым, провалиться сквозь землю, сгореть или умереть от стыда. Все, что угодно, лишь бы избежать. Прямое переживание стыда крайне болезненно и поэтому он появляется в затушеванном виде под масками вины, фанатизма, перфекционизма, высокомерия, бесстыдства, заниженных притязаний или стремления к власти, избыточного веса, алкоголизма и других зависимостей. При тщательном рассмотрении на дне этих очень разных и многочисленных состояний обнаруживается стыд.

Противоположностью стыда является не бесстыдство, а гордость за реальные достижения. Нормальный умеренный стыд, выполняет социализирующее функцию и делает из нас людей - «стыд отличает человека от животного» (Вл. Соловьев). Стыд побуждает получать образование, развиваться, овладевать навыками, достигать результатов, успеха и добиваться уважения. Благодаря этим усилиям энергия стыда порождает реалистическую гордость и нормальную самооценку. Да, стыд дискомфортное чувство, но он делает нас человечнее, чувствительнее, внимательнее к другим и деликатнее в общении. Зная свою уязвимость мы воздерживаемся от унижения другого человека.

Чрезмерный стыд разобщает, а умеренный соединяет людей. Близкий человек это тот, кто принимает нас целиком вместе с несовершенством. Он знает то, что скрывается от других и при этом не отворачивается, не уходит, не оставляет в одиночестве наедине со своим стыдом.

«Не проси, не моли ты меня, госпожа моя распрекрасная, красавица ненаглядная, чтобы показал я тебе своё лицо противное, своё тело безобразное. К голосу моему попривыкла ты; мы живём с тобой в дружбе, согласии, друг с другом, почитай, не разлучаемся, и любишь ты меня за мою любовь к тебе несказанную, а увидя меня, страшного и противного, возненавидишь ты меня, несчастного, прогонишь ты меня с глаз долой, а в разлуке с тобой я умру с тоски» (Аленький цветочек).

Поскольку стыд связан с обнажением интимного, мы отдаем много энергии на то, чтобы в присутствии других людей быть одетыми и подбираем соответствующую одежду. Психологической одеждой - «социальной кожей» является нормальная самооценка, которая формируется с детства и потом нарабатываем своим трудом. Даже самодостаточные люди нуждаются в похвале и позитивной оценке от людей, которых он уважает. Даже в шизоидной психике замкнутого в себе человека сохраняется потребность в отклике со стороны другого живого существа. Потерявший стыд становится ужасом для окружающих, но и социопаты лишенные стыда когда-то в детстве тоже стыдились.

Для преодоления чрезмерного стыда нужно понять, что это эмоция присущая всем людям. Мы наследуем стыд от Адама и Евы, изгнанных из Рая и теперь живем не в Раю - обладаем самосознанием и знакомы со стыдом. На картинах, отразивших библейский сюжет Адам с Евой скрывают не гениталии, а глаза, чтобы не видеть того, кто на них смотрит. Осознающему себя человеку невыносимо терпеть на себе тяжелый стыдящий взгляд. И это не библейская история, а наше сегодня. Осознание себя сопровождается стыдом, самосознание и стыд идут вместе и лишь в бессознательном существовании стыда нет.

Миллионы людей используют психологические защиты, чтобы не соприкасаться со стыдом. Даже в психологии и психотерапии используются методики и обходные маневры, уводящие от стыда. Хорошая психологическая помощь балансирует на грани не стыдить и не скрывать стыд. 

На сокрытие стыда уходят ресурсы жизненной энергии и время жизни. Скрывающий стыд совершает ошибки, от которых страдает сам и другие люди. Но сколько не убегай от стыда, встреча неизбежна. В позднем возрасте он проявится сварливостью и придирками к другим, иногда в поведении детей или внуков, когда сам человек уже и не понимает, что это вернулся собственный стыд.

Заниженная и завышенная самооценка означает, что у человека нет адекватных мер против стыда и нет близкого, с которым можно безопасно поделиться тайнами. При заниженной самооценке человек привычно подавлен стыдом, а в случае с завышенной — прыгает по стыду как петушок на сковородке. Люди знакомые со стыдом и преодолевающие его, в итоге получают нормальную самооценку, самоуважение и удовлетворены тем, что они обычные люди. В. Йоффе и Дж. Сандлер (1967) связали низкую самооценку с нарциссизмом и писали, что "личность с высоким самоуважением также уважает других, с низким — более заинтересована в себе". Сегодня нарциссические расстройства и проблему стыда прочно связывают воедино и такие малоприглядные проявления нарциссизма как самодовольство, склонность к манипулятивности, неумеренные самопрезентации, вспышки гнева объясняют наличием глубинного невыраженного стыда.  

Переход от чрезмерного стыда к нормальному и коррекция самооценки требует и личных достижений, и присутствия рядом хотя бы одно-двух любящих людей, принимающих тебя целиком. Детские раны чрезмерного стыда залечиваются в регрессии, через доброжелательный голоса и поддерживающий взгляд - благодаря человеку, способному слышать и видеть без осуждения, человеку, занимающего позицию любящего родителя. Хорошо если такой человек есть в вашем окружении, а если нет, его функции может взять на себя психолог. Если нет психолога и любящего человека, то должна быть хотя бы собака, кошка, нуждающаяся в тебе... - «не хорошо быть человеку одному» (Ф. Достоевский).

Рекомендую по теме

Смотреть:

«Восхождение», 1976. Режиссер: Л. Шепитько. СССР. 
«Лицо со шрамом», 1983. Режиссер: Б. Де Пальма. США 
«Повелитель приливов», 1991. Режиссер: Б. Стрейзанд. США 
«Мелисса: Интимный дневник», 2005. Режиссер: Л. Гуаданьино. Италия, Испания 
«Шестнадцать лет похмелья», 2003. Режиссер: Р. Джобсон. Великобритания 
«По контуру лица», 2008. Режиссер: П. Смирнов. Россия 
«Озарение», 2009. Режиссер: Р. Грицкова. Беларусь 
«Стыд», 2011. Режиссер: С. МакКуин. Великобритания 
«Интимные места», 2013. Режиссер: Н. Меркулова, А. Чупов. Россия 
«Географ глобус прописл», 2013. Режиссер: А. Велединский. Россия

Читать:

«Гадкий утенок» (Г. Андерсен) 
«Бесы», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бобок» (Ф. Достоевский) 
«Расчеши волосы сто раз перед сном» (М. Панарелло)




Теги: стыд
Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Подписаться на новые комментарии к этой статье:
Подписаться

Комментарии

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий добавлен


Другие публикации автора:

Сновидения и кино: «Я - Дина» (2002) — от детской травмы к способности любить
Продолжение бесконечной темы исследования маскулинного аспекта женской психики через сновидения и фильмы.
Плохие и ужасные матери: Как выжить и начать жить?
Есть День Матери, но я ничего не слышал про День Сына или Дочери. Материнский образ обожествляется, материнство и мать свято. Такой пропагандой занимается церковь и светские институты. А психологи, пытаясь выровнять дисбаланс, работают с детьми этих Великих Матерей.
Жалость и жестокость. Часть I. Природа жалости
Очевидно, что жалость это не только человеческое чувство, она из набора эволюционных механизмов для заботы о потомстве и своем виде. Жалость, сочувствие, сострадание объединяет все живое, в том числе человека с миром.
Сновидения и кино: В плену у негативного Анимуса – «Марта» (1974) и все, все, все
Влияние негативного Анимуса на женскую психику (юнгианская тема) в рамках клубной встречи "Сновидения и Кино".
История российского коллективного сознания в новогодних открытках (советские люди)
Продолжение статей:
История в новогодних открытках (до 1941-го года)
История в новогодних открытках (от 1941-го до снегурочки)

О правильном питании и осознанном пищевом поведении
Правильное питание
…оно же рациональное, оно же диетологическое, оно же по методике (длинный список названий и фамилий)… представляет собой тип заученного и ригидного питания, предлагаемого индустрией похудения. Ключевым словом здесь является «правила», и при этом неважно - навеяны они отзывом на форуме про похудение или предлагаются профессиональным диетологом.


Топ публикаций
Быть сильной. Путь жертвы – плата за «силу». Быть сильной. Путь жертвы – плата за «силу». «Я делаю всё сама. Могу, делаю, тяну. Никого ни о ...
Как пережить депрессию. Банан, шампунь и чистые трусы Как пережить депрессию. Банан, шампунь и чистые трусы Про депрессию, апатию и упадок сил написано очень ...
МЁРТВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как понять, что "лошадь - сдохла"? МЁРТВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как понять, что "лошадь - сдохла"? Все, наверное, слышали выражение "Если лошадь...

Вы можете подписаться на новые публикации на сайте. Для этого нужно просто указать вашу почту.

Новое на форуме

Перейти на форум


Мы в соцсетях

Присоединяйтесь к нам в телеграм

Telegram psy-practice