С бороды на лысину или о дескарализации эдипальных отцовских объектов
Некоторые инсайты по мотивам недавней поездки в Германию. Рядом с одной из центральных улиц Берлина — Unter den Linden есть скверик, где незадолго до падения коммунистического режима был установлен памятник Марксу и Энгельсу. Маркс сидит, а Энгельс стоит. После развенчания коммунистической идеологии немцы не стали сносить этот памятник, а превратили его в своеобразный арт-объект. Родоначальников научного коммунизма сейчас наряжают в различные одежды, как писающего мальчика в Брюсселе, раскрашивают, каждый раз по разному.
Мы застали даже некий перформанс — две женщины наклеивали на памятник бумажные аппликации с абстрактными рисунками. Выглядело все это забавно и... немного кощунственно. С удивлением отследил в себе некоторую долю возмущения по поводу подобного обращения с памятником. Казалось бы, немцы что хотят, то и делают с персонажами из своей истории: хотят — сносят, хотят — аппликациями обклеивают. Однако мне удалось отследить, насколько же глубоко в детстве были внедрено отношение к этим людям как к сакральным фигурам. Не было третьего члена троицы — Ленина, но и без него такое отношение к двум оставшимся персонажам коробило. Не очень сильно — как некий рудимент сознания, но тем не менее.
Хотя, если припомнить — уже в мои школьные годы (середина 70х — начало 80х), рассказывали друг другу и анекдоты про вождей пролетариата.
- Крупа, смывайся, лысого с порнухой замели.
Или анекдот, фраза из которого вынесена в заголовок:
Мужик садится в такси:
- С бороды на лысину!
- Куда, куда?
- С проспекта Маркса на Ленинский.
Так что в школьные годы особого пиетета к этим фигурам не было, да и комсомольские собрания и ленинские зачеты успели подзадолбать. Скорее, этот пласт памяти (и эмоциональной памяти в том числе) относится к дошкольному возрасту, рискну предположить, что к эдипальному периоду, когда на святую троицу Маркс-Энгельс-Ленин был сформирован некий перенос то ли отцовский, то ли какой-то сверхотцовский (что-то немного странное — не на одного вождя, что было бы понятно, а сразу на троих, отголосок христианской троицы, возможно).
В работах Фрейда «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой» и некоторых других описывается психологический процесс формирования религиозного чувства, отношения к Богу как к сверхотцовской фигуре. Вероятно, здесь происходило что-то подобное, но поскольку от идеи Бога, а потом от заменившей ее фигуры Вождя к тому времени отказались, то заменой и стала, при всей своей, казалось бы, рациональной несуразности, эта троица. Пропаганда в тот период моей жизни вполне успешно справилась с тем, что часть моего либидо было отщеплена на формирование эмоциональной привязанности к этим фигурам.
Сейчас странно все это осознавать, понимаешь нелепость своих теплых чувств к ним, нелепость этой привязанности. Спасибо немцам за их перформанс. Возможно, сознательно или бессознательно они работают над своим отношением к этой части своей истории, десакрализации подобных внутренних объектов своего бессознательного.