«Я живу в ладу с собой», «Я чувствую свою душу, свое тело своим домом», – многие знают это состояние. «Я чужой самому себе», «Я не в ладу с самим собой», – это тоже многим знакомо.
Возьмите лист бумаги (А4), краски, карандаши, фломастеры. Что вы испытываете, когда говорите: «Я не в ладу с собой?». Разрешите приходить и уходить мыслям, образам, воспоминаниям, фантазиям. А теперь нарисуйте то, что приходит в голову. То, что для вас важно.
Когда закончите рисовать, отложите готовый рисунок и возьмите еще один чистый лист бумаги. Поразмышляйте о том, что лично для вас означает быть в ладу с самим собой. Все знают такую ситуацию: мы въезжаем в новую квартиру – она пустая и голая. Потом она начинает заполняться мебелью, и с каждым новым предметом, если он гармонирует с остальной обстановкой, становится все уютнее. Если применить метафору этой квартиры к себе, если мы живем в ладу с собой, обустраиваем себя, то, может быть, становится понятным, что этот процесс обустройства никогда не закончится, это – бесконечный путь. Когда посчитаете нужным, возьмите лист бумаги, карандаши и краски и начните рисовать картину, как быть в ладу с самим собой.
Положите рисунки рядом и сопоставьте их. Чего вам не хватает в состоянии разлада с самим собой?
Прошлое-настоящее-будущее
|
Множество вопросов и тревог, беспокоящих многих людей, так или иначе связаны с категориями прошлого, настоящего и будущего. Прошлое активно присутствует в настоящем и таким образом влияет на образ будущего, взгляд на настоящее позволяет произвести ревизию прошлого и пересмотреть, переоценить происходившие в нем события. Таким образом, эти три временные параметры находятся в отношении постоянного взаимовлияния.
При помощи базовых пространственных оппозиций таких, например, как «вперед-назад» и «впереди-позади», возможно описание не только физического пространства и направления движений человеческого тела, но и представления о пространстве и времени жизни. В этих близких по телесному опыту понятиях человек осмысливает такие понятия как «прошлое» и «будущее»: «Впереди много возможностей», «Все еще впереди», или: «Я оставил это позади», «Это пройденный этап».
Возьмите лист бумаги (лучше А1) и разорвите его на три части. Их размер может быть разным, не задумывайтесь над этим, просто рвите. После этого найдите в помещении место, на котором вам комфортно стоять. Листы и несколько карандашей положите недалеко от себя.
Почувствуйте пол, с которым соприкасаются ваши стопы, ощутите контакт стоп и пола. Это время и пространство «здесь и сейчас». Теперь направьте внимание на заднюю сторону вашего тела: почувствуйте затылок, спину, заднюю часть бедер, ягодицы, голени, пятки. А теперь почувствуйте пространство за вами, за вашей спиной, это время и место «там и тогда». А затем начните произносить фразы и наблюдайте, какие чувства, мысли, образы к вам приходят.
- Это уже позади.
- Я не хочу оглядываться назад.
- Повернуться спиной.
- Оглянуться назад.
- Груз прошлого.
Если захотите, можете сделать шаг назад в пространство позади того места, на котором вы находитесь.
После этого возьмите любую из трех частей разорванного вами листа и набросайте что-либо из того, что вы испытали. Затем осмотрите помещение, в котором вы находитесь, и снова отыщите место, на котором вам будет комфортно стоять. Возможно, вам понадобится стряхнуть те чувства и ощущения, которые вы испытали в связи со своим контактом с прошлым. Сделайте это, если в этом есть необходимость, вы можете совершить какой-то жест или издать звук, который поможет. То, что Вам нужно – это как можно четче чувствовать себя «здесь и сейчас», обратите внимание на стопы, как они стоят на поверхности пола, необходимо как можно более ясно ощутить контакт с настоящим. После того, как вы можете сказать: «Я чувствую почву под ногами», начните внутренне выпрямляться. Постарайтесь дать себе отчет в том, что вы ощущаете и чувствуете, какие вас посещают мысли, когда вы проговариваете такие фразы:
- Я чувствую почву под ногами.
- Я твердо стою на ногах.
- Я умею настоять на своем.
- Я уверен(а) и устойчив(а).
- У меня есть своя точка зрения.
После возьмите часть листа и изобразите то, что вы ощущали и чувствовали.
Затем снова отыщите пространство, которое на данный момент является именно «вашим». Перенесите внимание на переднюю часть вашего тела: лоб, лицо, грудную клетку, живот, переднюю сторону бедер, голеней, ступней. Ощутите пространство перед вами. Что вы испытываете, произнося такие фразы:
- Что ждет меня впереди?
- Какой дорогой мне предстоит идти?
- Каким будет мой следующий шаг?
- Впереди неизвестность.
Может быть, вы захотите сделать шаг вперед и войти в пространство будущего. Если чувствуете необходимость, можете поэкспериментировать: сделать шаг вперед в будущее, а затем, сделав шаг назад, вернуться в настоящее. Возможно, эти фактические движения тела в пространстве помогут вам лучше понять отношения между настоящим и будущим. Теперь возьмите последнюю часть бумаги и нарисуйте то, что вы испытали.
Затем возьмите три части листа и соедините их, чтобы образовался прежний лист. Что вы чувствуете, когда смотрите на этот рисунок, какие мысли приходят в голову? Возможно, появится желание что-то изменить в рисунке. Сделайте это.
Для практикующих психологов должна сделать оговорку что, несмотря на кажущуюся простоту шагов в упражнении и заведомо понятный алгоритм действий, в каждом отдельном случае в моей практике меня ожидал новый «пасьянс», раскладываемый душевной жизнью клиента. Так, в одном случае, клиентка почувствовала неуместность и ненужность рисования, сказав, что это ее отвлекает от тех важных переживаний, которые возникли в связи с контактом прошлым. В другом случае, контакт с прошлым оказался настолько плотным, что при переходе ко второй части упражнения, клиентка осознала всю захваченность прошлым, которое лишает контакта с реальным настоящим, что не позволило ей перейти к третьей части упражнения. Еще в одном случае, шаг в будущее из настоящего настолько был желаем, насколько и невозможен, что направило курс работы в телесно-ориентированную плоскость.
Несмотря на все коллизии и варианты реальной работы при помощи этого упражнения, его эффективность отмечалась самими клиентами.
Право-лево
Если внимательно рассмотреть шкалу «право-лево», то после физического аспекта выявляется ее социальная составляющая, часто сформированная культурно-историческим контекстом.
Правая сторона в некоторых культурах и языках связывается с правильностью, правотой и справедливостью. Левая сторона рассматривается как неправильная, незаконная, нехорошая (известное «пойти налево»).
Восточные школы описывают различие между правой и левой сторонами как разницу между женским и мужским, инь и ян. Речь идет не о половой принадлежности, а о мужских и женских качествах, которыми все мы обладаем. Правая сторона тела, как у мужчин, так и у женщин, отражает мужской принцип. Левая же сторона тела, как у мужчин, так и у женщин, отражает женский принцип.
Нижеприведенное упражнение создает условия для лучшего проживания и осознания пространственных понятий «лево-право».
Возьмите лист бумаги (можно А4) и разорвите его на две части. Одну часть положите справа от себя, а другую – слева. Рядом положите карандаши, фломастеры и краски. Сосредоточьте внимание на правой стороне вашего тела. Прочувствуйте всю правую часть своего тела от макушки до пяток. Ощутите пространство справа от себя. Позвольте возникнуть в этом пространстве внутренним образам и воспоминаниям. Воспоминания о каких людях и событиях наполняют это пространство? Теперь сделайте шаг в пространство справа от вас. Побудьте там столько времени, сколько захотите. Когда почувствуете, что готовы отразить свои впечатления, вернитесь и правой рукой возьмите карандаши и лист бумаги, который лежит справа, и изобразите свои впечатления. Затем таким же способом освойте пространство слева и выразите свои впечатления на листе бумаги, лежащем слева, левой рукой. После этого возьмите оба листа и приложите их друг к другу. Какие образы и мысли приходят вам в голову, когда вы смотрите на эти листы, какие возникают переживания? Если вы почувствуете в этом необходимость, вы можете взять еще один лист бумаги, который послужит промежуточным пространством между правым и левым листами. Вы можете положить этот чистый лист между вашими листами и заполнить его образами и сюжетами, которые образуют возможность контакта между правой и левой стороной.
Приведу пример работы. Клиентка, женщина 32 лет.
К: Правая сторона ослепляет светом. Там простор, от которого кружится голова. Огромная площадь. Тревога сковывает правую часть меня. Окаменелость какая-то. И большой страх. Не хочу туда. Делаю шаг вправо, и как будто на меня обрушиваются стеклянные здания. Хочется вернуться обратно. Левая часть уютная и беззаботная. Образы из моего детства. Мои друзья, школа, родители. Все хорошо. Немного сумеречно, но не тревожно, а наоборот приятно. Воздух весенний, майский. Я иду в кофте в полосочку, рассматриваю рукава. На асфальте мелом нарисованы цветы. А над головой радуга. А потом приходит образ бегства. Мне не нравятся мои туфли, а я должна с подругами идти в парк гулять. Мои туфли изрядно изношены. Хочется убежать и спрятаться. Девочки заходят за мной, и я бегу, плачу, прячусь за подушку. Никому не могу сказать почему. Стыдно. Слева хорошо, меня покачивает в эту сторону. Левая сторона у меня гибкая, пластичная и красивая. С удовольствием делаю шаг туда. Сумрак как бы сгустился. Но опять-таки, страха или тревоги нет. Мне нравится этот сумрак. Он уютен.
П: Правая часть листа изображена Вами в белом цвете, что для Вас этот цвет? Почему все так тотально бело?
К: Я так почувствовала. Белый, наверное, самый холодный для меня. И тревожный. За него нельзя схватиться. Он как призрак. Эти фигуры сами собой возникли. Неприятные, космические тела.
П: Правая часть призрачна и стеклянна. Опор нет?
К: Да. У меня много страхов. Нет опор, чтобы идти направо. В этом упражнении я осознала, что правая часть у меня испугана и неподвижна, каменная какая-то. Левая – напротив, живая, хорошая такая. Хочется уйти влево и все. Но я понимаю, что это не выход.
П: Самое безопасное место на земле за подушкой?
К: Да. Так и есть. Тепло, мягко и уютно. Никто тебя там не тронет. Не обидит.
П: Сложно жить с обездвиженной правой частью?
К: Да.
П: Как проявляет себя эта обездвиженность? Какие сферы жизни не двигаются, «закостенели»?
К: Получается, что в общении с людьми. Стеснение. Я как камень. Скорее жду, когда уже можно остаться самой. И в карьере. Нужно больше гибкости проявить. А я пугаюсь. Довольствуюсь малым. Ну, вот как Вы сказали, что самое безопасное место – за подушкой. Так и получается.
П: Можно попробовать что-то с этим сделать. Давайте попробуем соединить антагонистичные части Вас. Если хотите, возьмите еще один лист и положите между двумя вашими листами «право и лево». Попробуйте. Изобразите все, что приходит в голову. Любые образы, которые помогут соединить право и лево.
Берет лист. Размышляет около пяти минут.
П: Что Вы изображаете?
К: Образ перевала, как-то внезапно возник. Сейчас доделаю. Вроде бы легче становится.
П: Вы сейчас тут, точка здесь и сейчас «перевал».
К: Да. И к Вам я пришла, потому что замучилась уже. Я знаю, что там не только холод и стекло. Там много хорошего. Но я там становлюсь плохой. Меня стекло не принимает. Сыплется на голову. Ранит лицо. Но сейчас полегче. Этот рисунок успокаивает.
П: Полегче где? Как Вы чувствуете это «легче»?
К: Ну если говорить о моей правой части, то она меньше напряжена. Во всяком случае спало напряжение.
П: Это флаг?
К: Да. Перевал. Знак того, что я знаю куда надо держать путь. Средина меня. Центр что-ли.