Психологический порлат Psy-practice

РИСУНОЧНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОТЕРАПИИ И САМОПОМОЩИ. ЧАСТЬ 1

Искусство обладает способностью быть и акушеркой, и ребенком наших внутренних я.
Френсис Фачс
 
Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут чувствами.
Жан Шарден
 
 
Рисуночные практики психотерапии удовлетворяют самую фундаментальную потребность человека – потребность быть творцом, художником, т.е потребность в самоактуализации. Арт-терапевты утверждают, что если заниматься рисуночными практиками  регулярно, то человек станет освобождаться от негатива и будет становиться более гармоничной личностью.
Рисуночный терапевтический потенциал подтвержден многими исследованиями и практикой психотерапевтической деятельности. Рисуночные терапевтические практики с успехом применяются при тяжелых психических расстройствах,  «пограничных» состояниях, различных психосоматических нарушениях, кризисных состояниях,  постстрессовых расстройствах и др.
Практики рисования – инструментарий, позволяющий пробудить бессознательное, высвободить его из плена психологических защит. Инструментарий этот является наименее травматичным, по сути – «инсайтовым». Решение рождается внутри психики самого человека как внезапное понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Поэтому оно принимается легче, с большим доверием, нежели пришедшее из внешнего, пусть даже авторитетного источника.
 
Рисуночные практики возвращают личность к психологической целостности, способны инициировать в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития. Создание рисунков в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Рисунок – особый документ, и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть.
Рисуночная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации спрятанных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.
Говоря проще, рисунок обладает уникальным свойством: выносит на поверхность (например, лист бумаги) всё потаённое, что человек не осознаёт и что подспудно его душит. Ресурсность рисуночных практик  связанна также с тем, что  предлагаемая практика является ресурсом сама по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни человека. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, так как расширяет человеческий опыт.
Рисуночные практики «работают» с людьми разных возрастов и применимы для решения, как взрослых, так и детских проблем. Будет очень неплохо, если родители станут заниматься ею регулярно и со своими детьми (особенно в случаях негативных психологических состояний детей, вследствие развода, переезда, потери близкого и др.). Так родители смогут отслеживать малейшие изменения в эмоциональном состоянии детей, увидеть их глубокие и неосознаваемые переживания, себя и своего места в семье и обществе.
Прежде чем приступать к рисуночным практикам, необходимо принять некоторые правила.
Вы должны забыть скованность и стеснительность, выражаемые словами: «Я не художник».  
Задача «нарисовать красиво» не ставится. Многие люди думают о художниках как о ком-то особенном, о «тех других талантливых, творческих людях». Но когда все мы сами были детьми, то говорили на этом же языке. Мы брали кисть, опускали ее в банку с краской, размазывали краску на большом листе бумаги и получали от этого удовольствие! «Смотри, мама, ДЕРЕВО!» Мы не тревожились о том, понравится ли это кому-либо, или о том, видит ли мама в этом дерево. Мы были счастливы выразить себя. Мы чувствовали свободу экспериментирования с цветом, брызгами, точками и линиями. Мы исследовали и учились одновременно.
Задача в другом: выплеснуть, вырисовать весь накопленный негатив, лучше познакомится с самим собой и дать «голос» своим внутренним желаниям, обнаружить скрытый потенциал, улучшить свое состояние.
Не расстраиваться, если в предложенных шаблонах интерпретации рисунков отсутствует ваш «случай».
Рисунок должен анализироваться в первую очередь самим автором, созерцая своё творение, необходимо самому понять кое-что о себе и своей проблеме и вероятных способах улучшить свою жизнь.  Созданный рисунок нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.
 
Не зацикливаться на вопросе «Для чего?», цели и всенепременном прогрессе.
В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего вы сейчас занимаетесь, даже если до озарения  ещё далеко, — помните, что рисуночные практики исцеляют уже по факту того, что вы это делаете.
 
Перед тем как приступать работе, лучше запастись различными средствами самовыражения:  краски, карандаши, мелки, пастель, бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, обои, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и др.
 
Попробуйте такие способы рисования:
- От десяти до двадцати минут в день зарисовывайте ваши переживания и чувства средствами быстрой художественной экспрессии. По мере создания таких рисунков вы можете обнаружить, что ваши настроения быстро сменяют друг друга или что меняется ваше расположение духа.
- Время от времени постарайтесь пользоваться неведущей рукой. Ваша неведущая рука меньше контролируется, давая вам возможность рисовать более спонтанно.
- Рисуйте сны, приснившиеся накануне, или чувства, вызванные ими.
 
Техника «Парный диалог». Цель: осознание способов взаимодействия  в реальной жизни с партнером. Техника подходит как для двух партнеров, так и для всех членов семьи, можно также выполнять в кругу друзей или в рабочем коллективе.
Материалы: ватман, размер которого стоит рассчитать, исходя из количества участников (для двоих половина ватмана А1), краски, карандаши, фломастеры и т.д.
Упражнение выполняется молча. У вас есть один лист бумаги на двоих и, например, карандаши – это пространство и средства диалога партнеров.  На таймере выставить время выполнения упражнения – 15-20 минут.
Варианты работы.
Рисование по очереди. Один из партнеров первый начинает вести рисуночный диалог: начинает рисунок, рисует что захочет  – солнце, цветок, квадрат, бабочку, линию и пр. Затем рисует второй – то, что ему захочется; это может быть как продолжение рисунка партнера, так и совершенно свободный от него, свой рисунок. И так  по очереди, в течение всего времени, выделенного на рисование.
Посмотрите, что в итоге у вас получилось. Можно ли ваше рисование назвать единым цельным рисунком, или получилось что-то разрозненное и хаотичное?
Проанализируйте с партнером такие вопросы:
– Какие цвета преобладают на рисунке? О чем они говорят?
– О чем получилась ваша совместная картина?
– Кто вёл в рисунке,  задавая смысловую нагрузку?
– Кто кого корректировал  или дополнял  рисунок второго в процессе рисования?
– Стремились ли вы понять замысел партнера? Насколько это удавалось?
Поделитесь своими впечатлениями и вместе осмыслите, где в реальном взаимодействии вы ведёте себя подобным образом, как и в рисовании, и что вам следует в нем изменить.
Одномоментное рисование.  Перед  вами общий лист и общее задание – нарисовать настроение. Каждый из партнеров свободен в выборе необходимой ему территории для рисования. Каждый рисует своё настроение в течение 3 мин., по истечении которых партнеры меняются местами, затем продолжают рисунок партнера в течение  3 минут, и снова меняются местами.
Каждый из партнеров смотрит на свой рисунок и анализирует следующие вопросы:
– Нравится ли то, как продолжил рисунок партнер?
– Что хочется сделать: продолжить начатый рисунок или начать исправлять нарисованное партнером?
Затем партнеры снова продолжают рисование, через 3 минуты партнеры опять меняются местами, и так до тех пор, пока весь лист не будет зарисован.
После завершения рисования совместно с партнером анализируются и обсуждаются следующие вопросы:
–  Что в итоге у вас получилось?
– Видны или границы между рисунками и как они выражены?
– Нравится ли результат совместного рисования одного рисунка?
– Какие чувства, мысли вы в себе обнаруживали, когда возвращались к своему рисунку?
– Понятен ли был замысел партнера?
Далее вместе осмыслите ваше рисование, обсудите ваше реальное взаимодействие на примере рисуночного.
Техника «Карта цели». Цель: диагностика субъективного восприятия собственных стратегий целеполагания, выявление имеющейся стратегий целеполагания; определение эмоционального фона, которым сопровождается продвижение к цели; прояснение в сознании возможных вариантов оптимизации стратегии выбора цели и продвижения к ней с сохранением ресурса. Для выполнения техники понадобятся материалы: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Представьте, что вам предстоит удивительное путешествие по волшебной карте и приступайте к работе.
1. Обозначив контур, нарисуйте карту.
2. Заполните пока ещё пустую карту ландшафтом, то есть обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д.
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Пунктиром обозначьте маршрут, который имеет начало и конец.
5. Пропишите условные обозначения.
6. Сопоставьте их с эмоциями.
7. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте буквой Н.
8. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
Анализ.
1. Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает.
2. В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад, вершину горы и пр.?
3. Скорее всего, если в своём маршруте вы проходите все ландшафты,  вы творческая личность, нет – вы исполнитель.
4. Вход и выход совпадают – человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
5. Интересно, какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели.
6. Вход внизу, выход вверху – человек идёт от практики к теории, и, соответственно, наоборот.
7. Вход слева, выход справа – человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
8. Вход справа, выход слева – развита интуиция, чувство нового.
Заключение. Напишите эссе: «Это путешествие мне подсказало, что...»?
Техника «Карта моего тела». Цель: выявление отношения человека к своему физическому облику; поиск ресурсов принятия своего тела;  научиться слушать и слышать внутреннее «Я»; повысить самооценку; осознать актуальные потребности собственного тела.
Материалы: обои, кисти, краски, цветные мелки, цветные карандаши, баночка для воды, простой карандаш, фотоаппарат.
Для выполнения этой техники вам потребуется партнер, который обведет контур вашего тела, отразив его на обоях, которые следует расположить на полу. Далее вам предстоит создать карту своего тела в полученном контуре, используя природные ландшафты. На карте могут располагаться океаны, реки, озёра, водопады, пустыни, леса, сады, поляны, равнины, ледники и т.д. После выполненной работы задайте себе следующие вопросы:
– Какие чувства у вас возникали, когда вы создавали образ?
– Как вы сейчас к нему относитесь?
– Как себя чувствует образ?
– О каком вашем внутреннем ресурсе он говорит?
– Какие части образа вам особенно приятны?
– Какое послание он несёт?
– Принимаете ли вы свой образ?
– Насколько искренним, в вашем восприятии, он получился?
– Думали ли вы о внешней привлекательности образа в момент создания?
– Как полученный образ соотносится с вашей жизнью?
– Что образ может рассказать о ваших взаимоотношениях с самим собой?
Возможная интерпретация:
– Чем больше человек использовал ландшафтов, тем больше ему знакомо и лучше освоено им собственное тело;
– Ноги – сила воли, мысли человека, внутренний стержень;
– Руки – сила конкретных действий, приоритет действий над словами;
– Горы – будущие перспективы; они же – пока ещё недоступные для человека части собственного тела, работа над которыми ему предстоит: вода, море, озеро, тихая река – интуитивный ресурс человека, который непосредственно связан с отдыхом;
– Водопад – интуитивно-чувственный ресурс человека, который подкрепляется и функционирует при публичной демонстрации этого элемента тела окружающим;
– Луга, поляны, зелень, цветы - энергетически самые богатые места, которые являются «мотором» человеческого тела, это – ресурсы, подаренные человеку природой;
– Пустыни – места, которые, по мнению человека, являются невостребованными, энергетически малоёмкими; это неисхоженная земля, где не хватает любви к своему телу, принятия его особенностей;
– Ледники – ресурсы, но очень потенциально далёкие; они могут быть
использованы человеком в будущем, а могут отражать его неуверенность или  нерешительность. Отсутствие эмоций говорит о «заледенении»;
– Леса – чем гуще лес, тем больше человек старается скрыть за его глубинами недовольство собственным телом, его отдельными элементами, стремится вытеснить эти негативные чувства в сферу бессознательного.
Техника «Автопортрет». Цель: выявление и коррекция индивидуальных особенностей человека, его отношения к себе, своей внешности; обретение или переоценка смысла жизни; выявление собственных нужд и внутренних конфликтов; выявление и осознание внутренних и внешних ресурсов.
Данная техника хорошо решает задачи выражения чувств, связанных с образом «Я» и отношением к себе; развития интереса к себе и повышение самооценки; организации внутреннего диалога со своим «Я»; принятия своего «Я»; формирования навыка внутренней рефлексии (честность с самим собой).
Материалы: Обратная сторона обоев или плотная  оберточная  бумага. Краски или восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.
Для выполнения этого упражнения также необходим партнер, который обведет контур вашего тела.
 При помощи скотча (или других более удобных вам средств)  повесьте бумагу на стену так, чтобы портрет оказался на одном уровне с вами, и приступайте к рисованию.
В процессе рисования обращайте внимание на чувства, которые вы испытываете; какую часть тела рисовать легко, а какую сложнее. После завершения работы, глядя в глаза своему изображению, обратитесь с посланием, пожеланием для самого себя. Важно обращаться к портрету на «ты» и говорить вслух. В этом диалоге следует быть максимально честным.
Ответьте на вопросы:
– Получили ли вы удовольствие от процесса?
– Какие чувства возникали во время рисования автопортрета?
– Как отношение и чувства к автопортрету связаны с отношением и чувствами к себе?
–Что рисовать было легко? Что сложнее?
– Как связано это с вашими убеждениями и взглядами относительно себя в реальной жизни?
Техника «Моя семья в образе цветов». Цель: выявление восприятия себя (своего ребенка или другого члена семьи) в своей семейной системе. Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.
Материалы: краски, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (А-3).
Нарисуйте свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги).
После создания рисунка ответьте на вопросы:
–Что вы создали?
– Какие чувства у вас возникали, когда вы изображали свою семью на рисунке?
– Есть ли на нем вы?
– Как себя чувствует ваш цветок?
– Какие чувства вызывает у вас рисунок?
– В каких частях тела у вас появились ощущения, вызванные рисунком?
 – Какие члены семьи здесь изображены?
– Какие чувства они испытывают?
– Взаимодействуют ли цветы?
– Есть ли члены семьи, проживающие с вами, но отсутствующие на рисунке?
– Какую ситуацию из вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?
– Что вы способны изменить?
Диагностические рекомендации.
• Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.
• «Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.
• Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу?
• Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.
• Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.
• Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.
• В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.
Техника «Моя жизнь как…». Цель: углубление осознания своего жизненного пути, актуального психологического состояния. Материалы: листы бумаги (А4), краски, карандаши.
Алгоритм работы. Сделайте на отдельных листах серию рисунков (в любой последовательности):
– Моя жизнь, как дорога.
– Моя жизнь, как вода.
– Моя жизнь, как гора.
– Моя жизнь, как еда.
– Моя жизнь, как огонь.
– Моя жизнь, как игра.
Что чувствуете, когда смотрите на свои рисунки? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (воды, горы, еды, огня, игры). Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни, судя по рисункам? Хочется ли что-либо изменить в рисунке?
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Детальний текст:



Комментарии (6)

15.11.2017 21:16:59

благодарю за нужную п

15.04.2020 15:26:32

Мне оооооочень понравилось! Благодарю за разнообразие практик и их объяснение.

16.04.2021 19:28:16

Благодарю! Очень понравились

27.05.2021 11:32:46

Благодарю за очень ценную и полезную информацию. Буду пользоваться вашими техниками

13.06.2021 17:15:38

Благодарю, за вдохновение!!!!!

09.07.2022 10:15:02

Написать комментарий

Возврат к списку