Эту статью я написал под впечатлением лекции Т.В. Черниговской «Язык, сознание, гены». Темы, которые там были затронуты, давно жили во мне и ожили во время прослушивания лекции. Они действительно ожили и стали самостоятельно развиваться и оформляться в текст, а я только свидетельствовал и успевал хоть как-то запоминать. Мне даже не удавалось вмешаться в этот процесс, хотя иногда мне хотелось что-то добавить или поспорить. Потом я оформил этот текст в виде тезисов, с которыми Вы можете познакомиться.
Тезисы
- Реальность целостна и неделима, в которой сознание и материя – разные грани единой реальности, различимые лишь по уровню «тонкости», как звуковой или цветовой спектр. Они не находятся ни в какой логической подчиненности друг другу, существуя одномоментно.
- Язык - феномен, рождённый в ходе взаимодействия сознания и материи, как необходимость, способная отразить их взаимодействие и, возможно, и их самих.
- Прежде, чем говорить о языке, как инструменте общения или инструменте познания, надо сказать, что язык – способ фиксации взаимодействия материи и сознания. Когда это взаимодействие зафиксировано, его можно использовать, и это может стать предпосылкой или для общения или для познания.
- Мышление/рассуждение не может существовать без языка, оно рождается им, превращаясь в творческий акт. Также и язык не может остаться, будучи неиспользованным, он – предпосылка творчества. При этом формы творения могут быть различны, как и языки, фиксирующие взаимодействие материи и сознания. (Музыка, Наука, живопись и пр.)
- Тогда сознание вступает во взаимодействие и с языком, как с аспектом реальности и пользуется им не для отражения взаимодействия сознания и материи, а для созидания, творения.
- Человек и есть овеществлённый язык, поскольку ему одному доступны обе стороны реальности, человек, как орган языка. Через мозг он чувствует сознание, через органы чувств - материю. Человек – орган, переживающий взаимодействие материи сознания. Человек не может не говорить, т.е. не творить.
- Наверное, здесь можно говорить о двух функциях языка: описательной и творческой. Описательная существует для фиксации событий предметного мира и взаимодействия сознания с предметным миром. Эта функция служит коммуникации. И есть творческая функция языка, создающая акты творения и открытия нового. Здесь человек в чём-то богоподобен, он - творец.
- «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» - в контексте вышесказанного становится рационально объяснимым, здесь про божественную Природу человека. Здесь слово – это язык, а Бог – сознание/человек. «Сначала возникла речь, её породило сознание, и речью был человек».