Еще до того, как я начала всерьез заниматься психологией, я посмотрела сериал «Быть Эрикой». Сериал у нас практически неизвестен, а примечателен тем, что он – о психотерапии.
Процесс терапии в сериале преподнесен в немного фантастической и игровой форме - героиня попадает в кризисную ситуацию и встречает человека, который приглашает ее к себе на сеанс. Заинтригованная, она приходит по адресу, и это оказывается сеанс психотерапии. И не просто психотерапии - у психотерапевта есть волшебная возможность отправлять свою пациентку в ее прошлое. Чтобы она могла заново пережить события, о которых сожалеет.
Мне тогда было интересно, что же за подход раскрывается в этом сериале? Психоанализ? Или какой-то еще? Ведь понятно, что попадание в прошлое и переигрывание ситуаций так, как делает это героиня фильма, в реальной жизни невозможно. Но совершенно точно то, что происходит в фильме – это метафора того, что происходит на реальных психотерапевтических сеансах.
Теперь, познакомившись с гештальт-терапией, я думаю вот о чем.
Одно из самых важных свойств человека для благополучной жизни – это способность делать выбор. И, хотя до сих пор много копий ломается в философских разговорах о том, есть ли, на самом деле, у нас какой-то выбор или это иллюзия и все наши поступки предопределены, в гештальт-терапии считается, что для хорошей жизни и адекватного творческого приспособления выбор у человека быть должен. Точнее даже, осознавание выбора.
Процесс терапии в сериале преподнесен в немного фантастической и игровой форме - героиня попадает в кризисную ситуацию и встречает человека, который приглашает ее к себе на сеанс. Заинтригованная, она приходит по адресу, и это оказывается сеанс психотерапии. И не просто психотерапии - у психотерапевта есть волшебная возможность отправлять свою пациентку в ее прошлое. Чтобы она могла заново пережить события, о которых сожалеет.
Мне тогда было интересно, что же за подход раскрывается в этом сериале? Психоанализ? Или какой-то еще? Ведь понятно, что попадание в прошлое и переигрывание ситуаций так, как делает это героиня фильма, в реальной жизни невозможно. Но совершенно точно то, что происходит в фильме – это метафора того, что происходит на реальных психотерапевтических сеансах.
Теперь, познакомившись с гештальт-терапией, я думаю вот о чем.
Одно из самых важных свойств человека для благополучной жизни – это способность делать выбор. И, хотя до сих пор много копий ломается в философских разговорах о том, есть ли, на самом деле, у нас какой-то выбор или это иллюзия и все наши поступки предопределены, в гештальт-терапии считается, что для хорошей жизни и адекватного творческого приспособления выбор у человека быть должен. Точнее даже, осознавание выбора.
Но оно есть далеко не всегда. И это может делать жизнь человека от «какой-то не такой», «скучной» или «депрессивной» до «невыносимого кошмара».
И одна из ключевых задач гештальт-терапии – помочь восстановить человеку его функцию выбора. Возможность видеть варианты своего поведения, развития событий, чтобы было из чего выбирать. Чтобы человек видел эти варианты, свою «палитру выбора», а не шел бессознательно, с закрытыми шорами глазами туда, куда ведут его автоматически усвоенные из окружения привычки и паттерны, идеи и эмоции.
А как может быть по-другому? - задается в сериале вопросом Эрика.
И одна из ключевых задач гештальт-терапии – помочь восстановить человеку его функцию выбора. Возможность видеть варианты своего поведения, развития событий, чтобы было из чего выбирать. Чтобы человек видел эти варианты, свою «палитру выбора», а не шел бессознательно, с закрытыми шорами глазами туда, куда ведут его автоматически усвоенные из окружения привычки и паттерны, идеи и эмоции.
А как может быть по-другому? - задается в сериале вопросом Эрика.
Как можно поменять свое поведение, чтобы выйти из ситуации иначе? С другими ощущениями? Не изменяя окружающих и их судьбу, а только свои действия?
Раз за разом Эрика погружается в воспоминания, воссоздает знакомую картину, в которой ее чувства очень сильны, и пробует посмотреть на нее под другим углом и найти то, что она может сделать иначе, чтобы поменялись, в первую очередь, ее ЧУВСТВА.
Так же, как и в реальной терапии – человек обращается к эпизоду своей жизни, в котором и ищет, что он может сделать иначе, чтобы выйти из него с другими чувствами? Чтобы в своей дальнейшей жизни ЗНАТЬ по ОПЫТУ, что такой ВЫБОР, такой вариант развития событий – существует.
Раз за разом Эрика погружается в воспоминания, воссоздает знакомую картину, в которой ее чувства очень сильны, и пробует посмотреть на нее под другим углом и найти то, что она может сделать иначе, чтобы поменялись, в первую очередь, ее ЧУВСТВА.
Так же, как и в реальной терапии – человек обращается к эпизоду своей жизни, в котором и ищет, что он может сделать иначе, чтобы выйти из него с другими чувствами? Чтобы в своей дальнейшей жизни ЗНАТЬ по ОПЫТУ, что такой ВЫБОР, такой вариант развития событий – существует.
И иметь возможность им воспользоваться.
Что касается Эрики, в первой же серии от нее самой мы узнаем, что аллергия у нее не на орехи, а от того, что она «задыхается под грузом коллективного осуждения» – в первую очередь, своей семьи. На фоне своей идеальной сестры, жизнь которой складывается по всем социально успешным канонам, Эрика – хорошенький «гадкий утенок», который никак не может найти себе место под солнцем со своим отличным дипломом и способностями. Все «переживают» «за нее» и точно знают, что именно ей нужно сделать со своей жизнью, чтобы перестать быть неудачницей. Впрочем, вслух неудачницей Эрику не называет никто, кроме нее самой.
Сильный критикующий внутренний голос, отсутствие эмоциональной поддержки и понимания в семье, размытость собственных границ, неумение обнаруживать и выражать злость и пользоваться ею, как инструментом для улучшения своей жизни – достижения целей и отказа от того, что не устраивает – тот «набор», с которым «стартует» Эрика в начале сериала.
Какой же путь она пройдет и что явится итогом этого путешествия?
Что касается Эрики, в первой же серии от нее самой мы узнаем, что аллергия у нее не на орехи, а от того, что она «задыхается под грузом коллективного осуждения» – в первую очередь, своей семьи. На фоне своей идеальной сестры, жизнь которой складывается по всем социально успешным канонам, Эрика – хорошенький «гадкий утенок», который никак не может найти себе место под солнцем со своим отличным дипломом и способностями. Все «переживают» «за нее» и точно знают, что именно ей нужно сделать со своей жизнью, чтобы перестать быть неудачницей. Впрочем, вслух неудачницей Эрику не называет никто, кроме нее самой.
Сильный критикующий внутренний голос, отсутствие эмоциональной поддержки и понимания в семье, размытость собственных границ, неумение обнаруживать и выражать злость и пользоваться ею, как инструментом для улучшения своей жизни – достижения целей и отказа от того, что не устраивает – тот «набор», с которым «стартует» Эрика в начале сериала.
Какой же путь она пройдет и что явится итогом этого путешествия?
Смотрите сами. 😉