Когда меня спрашивают как работает психоанализ и что это вообще такое, мне трудно вместить это в несколько предложений. Но есть несколько примеров-метафор, которые отлично его описывают.
Делать психоанализ — это как читать несколько романов в один промежуток времени. Например, «игру престолов» Мартина, «Финансиста» Драйзера, «Атлант расправил плечи» Рэнд, «Гарри Поттер и узник Азкабана» Роулинг, «преступление и наказание» Достоевского, «сто лет одиночества» Маркеса, «граф Монте-Кристо» Дюма и еще несколько произведений Франко, Оруэлла и Кинга впридачу. И это все не по очереди, а параллельно. Потому что у каждого клиента — своя история. Детства, взросления, отношений и ссор, ожиданий и разочарований, надежд и упадка. Своя история сопротивления и поиска своего собственного — Я. Свой театр абсурда и сцена для одного актера. Когда у каждого — свои персональные демоны и сомнения в собственных силах, уме, красоте, стройности, нормальности.
Делать психоанализ — это как собирать пазл на три тысячи деталей. Одно дело — собирать пазл со сценой из «Тачек», «Белоснежки» или любого другого детского мультика, где четкие контуры, яркие краски почти без полутонов и все улыбаются. Сложнее, когда это какая-нибудь «большая волна в Канагаве» или «девушка с жемчужной сережкой», где много деталей почти одного цвета, ну и формы и размера само собой — тоже почти одинаковой. И совсем прекрасное увлекательное занятие собирать пазл, скажем, состоящий из крыш вечернего Иерусалима или густого зеленого леса. И вот среди всего этого «разнообразия» деталей нужно найти те, которые не просто подойдут одна к другой, а именно встанут на свое место.
Делать психоанализ — это не просто писать картину по вдохновению и в режиме когдабогпошлет. Психоанализ не может быть просто хобби в перерыве между работой блоггера, массажиста или физика-ядерщика. Просто потому что как всякое мастерство он требует — оттачивания и постоянного апгрейда. Это садиться и «писать» определенное количество листов в день, возвращаясь к определенным страницам снова и снова, чтобы наделить их дополнительным смыслом и глубиной образа.
Это писать одно и то же лицо в поисках той самой техники, того самого нажима на кисть, тех самых полутонов, пока не найдешь свой собственный подход. Это возвращаться к одному фрагменту несколько раз, чтобы наделить его новыми оттенками, новыми метафорами. Это делать одно и то же снова и снова изо дня в день и делать это каждый раз — по-разному, подстраиваясь под материал, с которым работаешь.
Психоанализ — это любить сам процесс развязывания сложных задач. Это поиск той самой бабочки, которая взмахом крыла вызвала наводнение в маленьком уголке души.
В то же время психоанализ — это не просто разгадать загадку. Это уметь чувствовать, не давая этим чувствам себя захлестнуть. Это оставаться стабильным, когда от невыносимости готовы треснуть даже стекла в кабинете. Это оставаться тихо рядом, пока все остальное не обрело новые смыслы . Это давать пространство для «просто быть» — без осуждения и условий.
Мне всегда сложно описать психоанализ в нескольких фразах. Это всегда понятный, но в то же время сложный процесс, как вплетать разные по технике вязания фрагменты в одно сплошное полотно так, чтобы оно стало — целостным. И да, порой это чертовски сложная работа. Но каждый раз — невероятно любимая) чего и вам желаю)