Психологический порлат Psy-practice

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЮМОРА

Психоаналитический подход З. Фрейд к изучению юмора был наиболее влиятельной теорией в психологических исследованиях юмора в первой половине XX в., когда фрейдистская теория занимала весьма весомое место в психологии в целом. Общая теория психологии  Фрейда постулировала, что каждый человек подобен кипящему котлу противоречивых мотивов и желаний.

Детские, незрелые и в значительной степени неосознанные сексуальные и агрессивные побуждения, которые находятся в Ид, ищут мгновенного удовлетворения и выражения на основе принципа удовольствия. Супер Эго, которое включает требования и предписания общества, олицетворенные в интернализованных родителях, сопротивляется побуждениям Ид. Эго, функционирующее на основе принципа реальности, пытается находить некоторый адаптивный компромисс между требованиями Ид, Суперэго и реального мира, используя различные более или менее адаптивные защитные механизмы.

Таким образом, Эго стремится оградить себя от непреодолимой тревоги, которая является результатом действия этих противоречивых сил. На заре своей карьеры Фрейд обратил внимание на роль юмора в этой психологической драме. К теоретическим работам Фрейда о юморе относятся две публикации: книга «Остроумие и его отношение к бессознательному» и короткая статья, озаглавленная просто «Юмор».
 

От философа Г. Спенсера Фрейд заимствовал идею о том, что цель смеха — избавиться от лишней нервной энергии. Согласно этому представлению, когда накопившаяся в нервной системе энергия больше не нужна, от нее необходимо каким-то образом освободиться и один из способов — смех. По Фрейду, существуют три различных типа или категории связанных со смехом явлений.

  1. Остроумие или шутки.
  2. Юмор.
  3. Комизм.

Каждая из этих категорий предполагает различные механизмы, посредством которых психическая энергия сохраняется и впоследствии расходуется в форме смеха.

Шутки (или остроумие) задействуют множество хитроумных когнитивных методов «производства шуток», таких как вытеснение, сжатие, унификация и косвенное представление.

Все они служат своего рода отвлечением для Супер Эго, ненадолго позволяя выразить неосознанные агрессивные и сексуальные побуждения  Ид (которые обычно подавляются) и насладиться ими. Тормозящая энергия, которая обычно требуется для подавления этих импульсов, ненадолго становится избыточной в результате шутки, и именно эта энергия высвобождается в форме смеха. Фрейд называл высвобождение  сексуальных или агрессивных побуждений тенденциозным элементом шуток, тогда как когнитивные методы, используемые при «производстве шуток», называл нетенденциозными элементами. Таким образом, согласно Фрейду, мы наслаждаемся шутками, потому что они позволяют нам на мгновение испытать недозволенное удовольствие путем освобождения некоторых из наших примитивных сексуальных и агрессивных побуждений. Мы не чувствуем вины за это, поскольку наше Супер Эго временно отвлечено хитрой когнитивной уловкой, содержащейся в шутке, и часто мы даже не осознаем, в какой степени шутка содержит такие агрессивные и сексуальные темы.

Эти идеи можно проиллюстрировать следующей шуткой : Один молодой человек спросил другого: «Как тебе понравилось пребывание в лагере нудистов?». «Ну, - ответил тот, - через некоторое время все было нормально. Первые три дня были самыми трудными».

Шутка здесь предполагает когнитивное усилие, требующееся для того, чтобы обнаружить двойное значение последнего слова в шутке, которое может относиться или к тяжелым переживаниям, или к эрекции этого мужчины. Первоначальная интерпретация этого слова подразумевает негативную коннотацию, но вторая показывает, что эти переживания на самом деле были сексуально возбуждающими и приятными. Согласно фрейдистской теории, эта искусная игра слов отвлекает внимание от того факта, что эта шутка позволила опосредствованно наслаждаться эротическим удовольствием этого сексуально неопытного человека («молодого человека»), который оказался в окружении обнаженных женщин.

В качестве еще одного примера может быть рассмотрена еще одна шутка:

Г-н Браун: «Эго отвратительно. Я только что узнал, что уборщик занимался любовью со всеми женщинами в этом доме, кроме одной».

Его жена: «О, это, должно быть, эта высокомерная госпожа Джонсон с третьего этажа».

В этом случае шутка предполагает логический вывод, - из опрометчивого замечания жены: она сама имела сексуальную связь с уборщиком. Хотя тенденциозный элемент в этой шутке первоначально, по-видимому, снова был сексуальным, при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле слушатель получает удовольствие в большей степени от агрессии, чем от секса - смеясь над обманутым мужем, а также над глупостью жены, которая так глупо показывает свою неверность мужу и, вероятно, скоро испытает на себе гнев мужа. Кроме того, логические процессы, связанные с интерпретацией шутки, позволяют отвлечься от того факта, что мы получаем удовольствие от боли и глупости других людей, а такое занятие обычно вызывает некоторое чувство вины.

Таким образом, чтобы шутка была смешной, должны выполняться два важных требования: она должна предполагать искусное использование методов «производства шуток» и она должна позволять выразить некоторое подавляемое сексуальное или агрессивное побуждение. Любой из этих элементов может быть приятным, но ни один из них сам по себе, вероятно, не будет считаться действительно забавным.

Хотя Фрейд полагал, что большинство шуток включает это высвобождение сексуальных или агрессивных побуждений, он предполагал, что могут быть некоторые неагрессивные и несексуальные («нетенденциозные», или «невинные») шутки, дающие удовольствие только от искусных когнитивных процессов (методов «производства шуток»). Однако Фрейд не смог привести никаких примеров таких невинных шуток.

Вторая из выделенных Фрейдом категорий явлений, связанных со смехом, была единственной, которую он называл юмором. Юмор имеет место в стрессовых или неприятных ситуациях, в которых люди обычно испытывают такие отрицательные эмоции, как страх, печаль или гнев. Однако восприятие забавных или нелепых элементов в такой ситуации позволяет им посмотреть на нее с другой точки зрения и избежать этих отрицательных эмоций.

Удовольствие от юмора  является результатом высвобождения энергии, которая могла бы быть связана с этой неприятной эмоцией, но теперь стала избыточной.

Например, человек, который способен «видеть смешное в любой ситуации», несмотря на то что недавно потерпел серьезные финансовые убытки, демонстрировал бы такого рода юмор. Этот тип юмора особенно заметно проявляется в способности смеяться над собственными недостатками, слабостями и промахами в общении. Таким образом, юмор считался связанным со снятием напряжения с помощью радости и смеха и с преодолением стресса, что обсуждалось в предыдущей главе.

Фрейд, проводил четкое различие между юмором и остроумием. Юмор относился к благожелательному веселью, вызванному ироническим отношением к жизненным неудачам, тогда как остроумие (которое он отождествлял прежде всего с «консервированными шутками») было более агрессивным и психологически менее здоровым.

По Фрейду, юмор— один из типов защитных механизмов, которые позволяют нам смело смотреть в лицо трудностям, не поддаваясь неприятным эмоциям. Действительно, по Фрейду, юмор — это «высший из защитных механизмов», поскольку он позволяет человеку избежать неприятных  эмоций, все же сохраняя реалистическую точку зрения на ситуацию.

Подобно остроумию и комизму, юмор содержит элемент освобождения. Но в нем также есть что-то тонкое и возвышающее, чего недостает другим двум способам получения удовольствия от интеллектуальной деятельности. Очевидно, изящество юмора состоит в триумфе нарциссизма, в победном утверждении Эго своей собственной неуязвимости. Оно не желает быть пораженным стрелами реальности или быть вынужденным страдать. Оно настаивает на том, что оно защищено от ран, нанесенных внешним миром, и что на самом деле они являются лишь возможностью получить удовольствие.

Тогда как шутки и комизм обычно свойственны почти всем, Фрейд описывал юмор как «редкий и драгоценный дар», которым владеют лишь некоторые люди. Интересно, что Фрейд  рассматривал юмор как действие родительского Супер Эго, пытающегося обнадежить и успокоить встревоженное Эго, утверждая: «Посмотри! Это и есть твой кажущийся опасным мир. Это же детские игры — просто повод для шуток!» Это намного более позитивное представление о Суперэго, чем образ сурового, строгого надзирателя, который обычно рисуют во фрейдистской теории.

Если остроумие и юмор принимают вербальную форму, то третья категория Фрейда, комизм, относится к невербальным источникам веселья, таким как фарс, клоунада и случаи, когда напыщенный человек падает, поскользнувшись на банановой кожуре. В таких ситуациях наблюдатель мобилизует некоторое количество психической энергии, ожидая вероятное событие.

Когда ожидаемое событие не происходит, эта психическая энергия становится избыточной и высвобождается в смехе. Фрейд предположил, что комизм вызывает восторженный смех над своим или чужим глупым поведением, который он описал как «вновь обретенный детский смех». Комичные ситуации также могут содержать некоторые тенденциозные элементы, отвечающие за приятное высвобождение либидозной энергии. Хороший пример — человек, поскользнувшийся на банановой кожуре. Тот факт, что он напыщенный и хвастливый, делает сцену еще более забавной, потому что это дает возможность выразить некоторые агрессивные побуждения. Она была бы далеко не столь забавной, если бы этот случай произошел с маленьким ребенком или человеком, к которому мы чувствуем некоторую симпатию. Таким образом, подобно остроумию, комизм часто содержит по крайней мере оттенок агрессии.

 В английском оригинале слова «пребывание» {stay) и «трудный» (hard) можно перевести как «эрек­ция» и «твердый» соответственно. Поэтому этот диалог можно понять так: «Тебе понравилось, как у тебя стоял в лагере нудистов?» «...Первые три дня эрекция была наиболее сильной».

Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку