Психическое благополучие связано не только с присутствием определенных типов адаптивного юмора, но также и с отсутствием других, более вредных его форм. Таким образом, по умолчанию важно не допускать, что юмор безусловно полезен для психического благополучия.
Первый стиль вредного юмора— агрессивный юмор. Этот тип веселья основан на склонности использовать юмор для критики или управления другими, как при сарказме, поддразнивании, насмешке, высмеивании или унижающем юморе, а также использование потенциально оскорбительных ( расистских или сексистских) форм юмора. Он также включает навязчивое выражение юмора, даже когда он социально неадекватен. Многие из нас знали людей, которые склонны использовать юмор подобными агрессивными способами.
Другой потенциально вредный стиль — самоуничижительный юмор — включает использование юмора с целью снискать расположение других, попытки развлечь других, говоря забавные вещи в ущерб собственной репутации, чрезмерно унижающий себя юмор и смех вместе с другими в ответ на насмешки или унижения в свой адрес. Он также включает использование юмора как форму защитного отрицания, чтобы скрыть отрицательные чувства или избежать конструктивного разрешения проблем.
Существуют также стили юмора, которые могут положительно коррелировать с психологическим благополучием; один из них связан с использованием юмора для развития позитивных межличностных отношений, а другой — с использованием юмора для совладания со стрессом и регулирования эмоций.
Первый из них — аффилиативный юмор, которому присущи склонности говорить что-нибудь забавное, рассказывать шутки и использовать спонтанное остроумное подшучивание, чтобы развеселить других, установить отношения и ослабить напряженность в межличностных отношениях. По существу это невраждебное использование юмора, которое способствует самоутверждению и помогает поддержать других, а также, возможно, усиливает межличностную сплоченность.
Второй полезный стиль юмора — самоутверждающий юмор — связанный со склонностью часто шутить над несоответствиями жизни, относиться ко всему с юмором даже в стрессовой или бедственной ситуации и использовать юмор как механизм регулирования.
Важность юмора для совладания с жестоким обращением также подчеркивалась выжившими узниками концентрационных лагерей. Вспоминая свои переживания, когда он был заключенным в нацистском концентрационном лагере во время Второй мировой войны, Виктор Франкл описывал юмор как «еще одно психическое оружие в борьбе за самосохранение». Признавая важность юмора в поддержании морального духа, он и его товарищи договорились каждый день рассказывать друг другу забавные истории. Одна из любимых форм юмора включала шутки о том, как опыт пребывания в заключении может повлиять на них после освобождения. Так, один заключенный шутил, что в будущем на званых обедах они могут забыться и попросить хозяйку зачерпывать суп со дна кастрюли, чтобы им достались овощи, а не водянистый бульон сверху. Их шутки позволяли им чувствовать превосходство над захватившими их в плен людьми.
Такие способы использования юмора также изображены в фильме Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», снятом им в 1997 г. В этом фильме отец-еврей совершает смешные эксцентричные поступки, чтобы оградить своего сына от ужасов нацистского концлагеря, отрицая реальность и делая вид, что Холокост — это лишь игра, в которой победитель получает право покататься на танке.