Психологический порлат Psy-practice

Психосоматика - духовность или наука?

Чем больше моих статей появляется в интернете, тем больше создается впечатление, что я категорический противник эзотерических учений и заядлый сторонник медикаментозной терапии. Однако это не совсем так. В моей жизни есть место и теософии и эзотерике, я иногда поглядываю в гороскопы, практикую автоматическое письмо для самоанализа и пр.. В то же время я очень хорошо знаю о негативных сторонах медикаментозной терапии, вреде и последствиях нерационального лечения. Однако если говорить о психосоматике как о сфере помогающей работы с пациентом, я это больше рассматриваю как путь, и разница лишь в том, что одни люди стремятся найти свой, а другие идут по проложенному кем-то.
Духовная составляющая в психосоматике имеет очень большое значение, поскольку как раз не столько болезни, сколько психологические расстройства на почве которых появляются сами болезни, в виде депрессий, неврозов и пр. зачастую возникают на фоне отсутствия смысла жизни, понимания своего предназначения и т.д.. Я давно не задаю клиентам вопрос "зачем вам ваша болезнь", поскольку вопрос этот чаще риторический и бессмысленный. Если бы человек мог на него ответить, он бы не пришел ко мне). И наоборот, вопрос "какой бы была ваша жизнь, если бы болезни не было" использую как диагностический, поскольку ответ на него часто дает понимание, что психосоматическое расстройство есть ничто иное, как заполнение смысложизненного пробела. И сразу вспоминается интерпретация основного принципа КПТ о том, что "симптом уходит тогда, когда жизнь становится интереснее самого симптома".
Некоторые клиенты выбирают медикаментозную и поведенческую терапию именно из-за неосознанных экзистенциальных дыр, где та смысложизненная пустота настолько пугающая, что они всячески избегают методы терапии обналичивающие ее. И если такие клиенты методом случайной неслучайности наткнутся на какого-либо рода эзотерическую информацию, как бы косвенно заполняя эти экзистенциальные дыры, то направление которое они выбрали может быть действительно "целебно". В то же время экзистенциальная, логотерапия и многие другие также дают возможность заполнять эти самые пробелы. Отличие психологического метода заключается в том, что любое эзотерическое направление дает человеку готовую модель мироустройства с его "законами", "потенциалом" и "санкциями", в то время как психокоррекция всегда стремится к тому, чтобы клиент создал свою личную модель. Ибо только такая модель может учитывать одновременно как разницу психофизиологии каждой личности, так и разницу воспитания, установок, ценностей, приоритетов и т.д.. Соответственно одни люди выбирают путь следования чьим-то ценностям и моделям, что часто приводит к рецидивам заболеваний, поскольку модели эти обобщенные и вполне могут не подходить их индивидуальной истории. Другие выбирают путь самоисследования и самостановления, что в конечном итоге дает не технику от болезни, а как бы "иммунитет" от различного рода жизненных бед и потрясений. Именно сотворение себя через самопознание помогает человеку обрести свою индивидуальность, свой стержень. Иногда люди противопоставляют духовность науке потому что не знают, что психология имеет различные направления и методы работы, где духовному компоненту уделяется особенное внимание, и все что им нужно сделать, это просто сформировать запрос на то, чтобы работа состояла не в "дрессировке симптома", а в "экзистенциальных беседах" как поиске своего пути. И снова мы упираемся в категорию "времени", т.к. поиск своего пути процесс бесконечный, в то время как чужая модель уже готова.
Другая сторона, как бы околодуховная заключается в том, что психосоматика всегда подразумевает какие-то телесные изменения. Живя в 21 веке многие из нас думают, что лечение тела методами влияющими на физиологию это само собой разумеющееся. Однако на практике ситуация обстоит иначе, и очень часто сторонники "духовного" исцеления противопоставляют себя медицине. Есть даже некоторые "психологи", которые отговаривают больных от операций и лечения, что категорически неприемлемо, т.к. не в их компетенции решать вопросы связанные с медициной. Часто это может выглядеть и в виде манипуляции вроде "Решать, конечно вам, но я бы не стал(а) этого делать", т.к. клиент воспринимает слова психолога прежде всего как специалиста и не задумывается о том, что психолог может говорить неправду, ошибаться. Даже митрополит Антоний Сурожский в своих проповедях о болезни говорил, что болезнь должен лечить врач.
Многие клиенты в работе с психосоматикой ассоциируют ее с работами Л.Хей, Л.Бурбо и других авторов, которые создают свои теории опираясь на их метод. В то же время известная своим "типированием" по психосоматике Лиз Бурбо на самом деле в предисловии к основной своей книге "Твое тело говорит Люби себя" писала, что не считает свой метод психосоматикой и сознательно для описания выбирает термин "метафизика", акцентируя внимание на том, что болезнь тела связана с чем-то большим, чем человек сам по себе. Работая менеджером в большой корпорации она помогала людям в вопросах самоидентификации, откуда вероятно и идет основная идея метафизики болезней как "поиска душой своего предназначения". Луиза Хей также была далека от психологии и медицины и вела совсем иной образ жизни, до того момента, пока у нее не диагностировали рак. Врачи уже были не в силах ей помочь, и приняв болезнь как "наказание" Луиза решила остатки своих дней смиренно провести в монастыре, помогая страждущим прихожанам. Такая жизнь помогла ей многое переосмыслить, спустя время стало очевидно, что состояние ее улучшилось, а в результате опухоль исчезла вовсе. И тогда Луиза решила, что не должна оставаться в монастыре, а  должна донести свой опыт другим людям. Однако не бывает так, чтобы мы заболели, от испуга начали молиться и вдруг выздоровели. Только приход к истинной вере, к осмыслению своей жизни через Бога, через заповеди, через устройство мира и пр. может менять жизнь так, как описано в начале статьи, заполняя тот самый экзистенциальный пробел. Невозможно заполнить свои экзистенциальные пустоты через путь другого человека.
И с одной стороны в этих историях важно то, что люди помогают другим обрести веру и смысл. В то же время эти истории уводят сознание от индивидуализации своего пути и собственно от медицины, от понимания психосоматики как постоянной взаимосвязи и взаимозависимости телесного с духовным в каждую из сторон. Так люди часто думают, что достаточно только поверить в то что болезни это  проявления "запутавшейся или оступившейся души", где специалист помогает встать на свой истинный путь. Отчасти это так, но лишь отчасти. Здесь как никогда важным становится отделение психосоматических расстройств от психосоматических заболеваний. Поскольку в то время как расстройства действительно возникают на почве невротической пустоты, заболевания всегда затрагивают функцию того или иного органа и организма в целом. Духовный поиск и становление на "путь" не дает человеку новую почку, хрящ или хрусталик, не стягивает растянувшиеся вены и не сращивает кости, не убивает микробов и  т.д.. Более того, как уже было отмечено, клиенты, которые ориентируются на готовую схему, вместо того, чтобы искать свою модель, постоянно возвращаются к болезни. Теософское направление интерпретирует это, как непройденость или неусвоеность урока. На самом же деле такой исход предсказуем поскольку невозможно пройти свой путь через чужой опыт и чужую интерпретацию.  
Так формируется понимание того, что психосоматика не может рассматриваться отдельно от духовной составляющей, однако важно понять, мы ищем свой путь или примеряем на себя путь других людей. И в то же время, психосоматика не может работать без воздействия на само тело посредством науки и медицины в частности. Т.е. успешная работа с психосоматикой это одновременное воздействие на тело и поиск своего духовного пути.
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Переклад назви:




Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку