С одной стороны, я, как и все, воспитан в представлениях о том, что жадность – это плохо.
Даже гнусно.
Порою омерзительно.
Действительно, какое-то гадостное чувство испытываешь, когда видишь как другой человек рядом с тобой «жмётся», копейничает, скупердяйничает.
Чувствуешь к нему раздражение, презрение и даже злость.
Жадность «официально» признана одним из семи смертных грехов.
Алчность, корыстолюбие, сквалыжничество, крохоборство, скаредность, скопидомство…
Как много разнообразных синонимов в русском языке для этого негативного свойства человеческого характера!
А с другой стороны… Кому из людей совсем не знакома та сама «жаба»? Может ли кто-нибудь, хотя бы с самим собой наедине, честно сказать себе: «Мне никогда, никому и ничего не было жалко».
Как говорится: «Кто без греха, пусть первый бросит в меня камень...».
Когда называешь другого жадиной, «с лёгким сердцем» чувствуешь свою правоту.
А когда сам проявляешь жадность, чувствуешь стыд.
Но так ли однозначно позорное «клеймо» жадности?
Ведь жадинами не рождаются.
Что-то всегда есть в основе жадности, «за» ней, будь то единичные проявления или патологическое свойство личности.
Легче всего обозвать кого-то жмотом.
Гораздо труднее попытаться проникнуть в суть и понять.
В случае патологии жадность выступает одним из внешних, «поверхностных» проявлений более глубоких, я бы сказал трагических, психических процессов в личности человека.
Если больше узнать про эти процессы, попробовать хотя бы представить себя на месте того, другого, каково ему со всем этим, то, наверное, будет возможно самому почувствовать нечто иное, нежели презрение.
Например, сочувствие или жалость.
Если же проявления жадности «фрагментарны», или относятся к каким-нибудь опредёлённым темам, вопросам, сферам жизни, то, я думаю, за жадностью всегда найдётся скрытый, но вполне по-человечески понятный мотив.
Кому-то в детстве всегда не хватало чего-нибудь важного именно для него. И всегда остро хотелось этого.
Кто-то переживает сильную тревогу, или даже страх, из-за угрозы «нехватки» чего-то, что обеспечивает ему стабильность, устойчивость, спокойствие.
Кто-то ценит себя в основном (или только) через «наличие» чего-то важного для него в избытке, самоутверждается таким образом.
А кто-то просто не очень хорошо знает себя, свои истинные потребности, подлинные интересы, не видит их ясно, стремится к тому, что ему на самом деле не ценно, не нужно, и неосознанно саботирует, в том числе и через «прижимистость».
На самом деле вариантов «жадных» ситуаций и их мотивов, как мне кажется, может быть очень много.
Для меня же важно отделять отношение к человеку как личности в целом от его поступков, которые выглядят как алчные, жадные.
Хотя мои собственные бурные эмоции могут затмевать мой разум, взывая к однозначному осуждению (другого человека или себя самого).
Человек вообще, по большому счёту, всегда сложнее однозначных и категоричных оценок.
Мне так кажется. :)
Даже гнусно.
Порою омерзительно.
Действительно, какое-то гадостное чувство испытываешь, когда видишь как другой человек рядом с тобой «жмётся», копейничает, скупердяйничает.
Чувствуешь к нему раздражение, презрение и даже злость.
Жадность «официально» признана одним из семи смертных грехов.
Алчность, корыстолюбие, сквалыжничество, крохоборство, скаредность, скопидомство…
Как много разнообразных синонимов в русском языке для этого негативного свойства человеческого характера!
А с другой стороны… Кому из людей совсем не знакома та сама «жаба»? Может ли кто-нибудь, хотя бы с самим собой наедине, честно сказать себе: «Мне никогда, никому и ничего не было жалко».
Как говорится: «Кто без греха, пусть первый бросит в меня камень...».
Когда называешь другого жадиной, «с лёгким сердцем» чувствуешь свою правоту.
А когда сам проявляешь жадность, чувствуешь стыд.
Но так ли однозначно позорное «клеймо» жадности?
Ведь жадинами не рождаются.
Что-то всегда есть в основе жадности, «за» ней, будь то единичные проявления или патологическое свойство личности.
Легче всего обозвать кого-то жмотом.
Гораздо труднее попытаться проникнуть в суть и понять.
В случае патологии жадность выступает одним из внешних, «поверхностных» проявлений более глубоких, я бы сказал трагических, психических процессов в личности человека.
Если больше узнать про эти процессы, попробовать хотя бы представить себя на месте того, другого, каково ему со всем этим, то, наверное, будет возможно самому почувствовать нечто иное, нежели презрение.
Например, сочувствие или жалость.
Если же проявления жадности «фрагментарны», или относятся к каким-нибудь опредёлённым темам, вопросам, сферам жизни, то, я думаю, за жадностью всегда найдётся скрытый, но вполне по-человечески понятный мотив.
Кому-то в детстве всегда не хватало чего-нибудь важного именно для него. И всегда остро хотелось этого.
Кто-то переживает сильную тревогу, или даже страх, из-за угрозы «нехватки» чего-то, что обеспечивает ему стабильность, устойчивость, спокойствие.
Кто-то ценит себя в основном (или только) через «наличие» чего-то важного для него в избытке, самоутверждается таким образом.
А кто-то просто не очень хорошо знает себя, свои истинные потребности, подлинные интересы, не видит их ясно, стремится к тому, что ему на самом деле не ценно, не нужно, и неосознанно саботирует, в том числе и через «прижимистость».
На самом деле вариантов «жадных» ситуаций и их мотивов, как мне кажется, может быть очень много.
Для меня же важно отделять отношение к человеку как личности в целом от его поступков, которые выглядят как алчные, жадные.
Хотя мои собственные бурные эмоции могут затмевать мой разум, взывая к однозначному осуждению (другого человека или себя самого).
Человек вообще, по большому счёту, всегда сложнее однозначных и категоричных оценок.
Мне так кажется. :)