Психологический порлат Psy-practice

Про семь основных эмоциональных систем Панксеппа. Обзор

Як Панксепп – американский ученый родом из Эстонии. На мой взгляд его исследования эмоциональных систем приматов очень важны для понимания не только основ нейропсихоанализа, но и для любой работы имеющей отношение к психологии, как клинической, так и академической. Про эмоции существует множество теорий и гипотез, иногда прямо противоположных друг другу, но в массе своей построенных методом сверху-вниз. Существуют работы Экмана по универсальности выражения лица для некоторых эмоций. Есть некоторая путаница эмоций с понятием «настроение» (mood). Система Панксеппа построена на экспериментах с животными и по сути своей развивалась обратным путем – снизу-вверх, то есть от нейроанатомии и конкретных экспериментов к общей теории эмоций приматов. В каждой из этих базовых систем есть своя нейроанатомия и своя химия. Система Панксеппа прекрасно интегрируется с нейропсихоанализом, о чем можно более подробно почитать у Солмса.

В этом тексте я приведу краткий обзор систем Панксеппа на основании его интервью. Более подробно о некоторых из этих систем я напишу позже. Для меня лично это очень полезная информация. Я думаю, что незнание этих базовых систем, которые есть не только у человека, но и у других приматов, часто приводит к "стрельбе вслепую" и теоретезированию, оторванному от реальности центрального органа, в котором происходят ментальные процессы - мозга.

Список систем:

SEEKING (поиск)
RAGE (ярость)
FEAR (страх)
LUST (похоть)
CARE (забота)
PANIC/GRIEF (паника/горе)
PLAY (игра)

Ниже перевод и транскрипт отрывка интервью, начиная с 16 минуты.



Я поставил их в этом порядке умышленно. Первой системой я поставил Поиск. Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система. И это хорошее имя для того, что Olds и Milner называли системой награды. Эта система очевидно вознаграждает, но совершенно не удовольствием, по крайней мере в нашем обычном понимании удовольствия, как сенсорного ощущения, то есть например того чувства, которое мы испытываем, когда едим сахар, или наоборот, когда воспринимаем горькую еду с негативным ощущением. У нас есть множество сенсорных ощущений, которые ведут к удовольствию или неудовольствию. Это не эмоции. Это аффекты. Аффект – это общий термин для валентных ощущений. С моей точки зрения у нас есть три типа валентных ощущений. (1) Сенсорные ощущения, которые приходят к нам из внешнего мира; (2) ощущения происходящие в теле, то есть гомеостатичные аффекты (голод и жажда) рождающиеся внутри тела (у нас есть специализированные рецепторы в мозгу для этих ощущений); и наконец, у нас есть аффекты происходящие внутри мозга – самые тонкие из всех аффектов, именно их я называю Эмоциональными аффектами. Наиболее примитивной из них является система Поиск, поскольку она служит общей функции нахождения ресурсов. Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Собственно чувство, производимое этой системой, если взять высшую точку – это эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм. Животное активно взаимодействует с миром и включается в это взаимодействие. Это общая система для нахождения всех необходимых ресурсов.

Часто приходится соревноваться за получение ресурсов с другими животными. Один их хороших способов такого соревнования – это злость. Поэтому у нас есть система Ярость, которая позволяет нам защищать наши ресурсы. Другие животные иногда хотят использовать нас, как ресурс, и нам необходимо защищать себя. У нас есть система Страх, которая производит характерный отклик – страх. Кроме того, быть млекопитающим – это размножаться, и мы не оставляем эту важную функцию на волю случая. В следствие чего у нас есть система Похоть. Эта система существенно отличается у мужчин и женщин, хотя есть и общие компоненты. Функция похоти – это появление потомства и продление жизни в следующем поколении.

Как следствие, мозг должен быть готов к заботе о младенце, поэтому у нас есть система Забота. Многие люди исследовали сексуальность и материнское поведение животных. Я не буду сейчас говорить об этом подробно. Когда у вас есть младенец, то у него должна быть какая-то система коммуникаций, для того, чтобы сказать маме насколько сильно она ему нужна, особенно если он чувствует, что он один. Поэтому мы начали изучать систему расстройства, связанную с временным отсутствием мамы (separation-distress system.) Мы изучали ее, наблюдая за плачем младенцев, временно отдаленных от мам. Мы идентифицировали нейронные цепи связанные с этой системой и назвали эту систему Паника. Иногда мы называем ее системой Паника/Горе, поскольку люди часто не понимают почему мы назвали ее "Паника". Мы назвали ее так, потому что предполагаем, что в психиатрическом смысле расстройство этой системы является основой Панических Атак (PA - Panic Attacks). Причем, как известно, эта система не является основой Общего Тревожного Расстройства (GAD – Generalized Anxiety Disorder, прим АТ) – система Страх имеет к этому расстройству больше отношения.

Наконец, мы были очень удивлены, когда мы задались вопросом – какие еще системы существуют на уровне первичного процесса и нашли на него ответ(primary process – термин Фрейда). Кто-то сказал – отвращение (disgust). Но ведь отвращение - это гомеостатичное ощущение (то есть относится ко 2 классу аффектов Панксеппа и не является в его системе Эмоцией - прим. АТ). Отвращение - это попытка тела удалить токсичные вещества из тела. Кроме того, мы используем это чувство символично, например как социальное отвращение. Кто-то еще сказал – доминирование должно быть первичным. Но мы не обнаружили его в экспериментах по стимуляции мозга. Скорее всего, доминирование – это приобретенная черта, ей учатся. Если бы она была "встроена в систему", то животные не могли бы адаптивно соревноваться друг с другом и выигрывать; либо это чисто генетическая проблема. Но еще кто-то сказал, что может быть Игра – это фундаментальный процесс мозга? И мы решили экспериментально создать "голод по игре" у молодых животных - мы размещали их по одиночке и потом вместе, проводили разные эксперименты. Что вы думаете, они показали прекрасную последовательность игры, очень динамичную, очень богатую и очень позитивную. Изначально у нас были проблемы найти нейрологическую корреляцию этого процесса. В одном исследовании мы решили удалить нео-кортекс целиком, чтобы посмотреть нужен ли он в игре; ответом было однозначное – нет. Животное вообще без кортекса играет совершенно нормально. (Ведущий – это удивительно!) Панксепп – Да! Игра – это удивительная эмоция, которая ведет нас к социальной жизни и помогает нам изучить социальный мир. Я думаю, что это фундаментальная функция Игры. Приматы не могут получать все социальные правила генетическим путем. Поэтому у них должна быть система, которая позволяет им узнавать о социальном мире когда они молоды и испытывать при этом радость. Похоже, что система Игра выполняет эту функцию.

Интерью Панксеппа:

http://www.shrinkrapradio.com/images/329-The-Emotional-Foundation-of-Mind-with-Jaak-Panksepp2.mp3

Книги Панксеппа:

The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions (Norton Series on Interpersonal Neurobiology), Jaak Panksepp, Lucy Biven

Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions (Series in Affective Science) Jaak Panksepp

Textbook of Biological Psychiatry. Jaak Panksepp
Понравилась публикация? Поделись с друзьями!







Текст анонса:




Детальний текст:



Написать комментарий

Возврат к списку