Сновидения правдиво истолковывают наши склонности, но для того, чтобы в них разобраться и их понять, требуется искусство. Монтень.
В Талмуде сказано: «Сновидение, которое не получило своей трактовки, подобно письму в нераспечатанном конверте». Таким образом, в кодексе религиозно-этических правил жизни евреев, оформленном еще до нашей эры, признавалось то, что принимается практикой современной психотерапии: сновидение - это послание, отправленное самим себе, которое необходимо понять, чтобы лучше понимать самих себя.
На сегодняшний день существует множество подходов, техник и методов «распечатывания» конверта и извлечения скрытого послания которое он содержит.
История «распечатывания конверта» имеет долгую историю, однако именно З. Фрейд обеспечил эти попытки извлечения системной основой и развил общую теорию сновидений. Преувеличить значимость этого достижения сложно. Сновидение, как однажды выразился З. Фрейд – это королевская дорога в бессознательное.
Сновидение позволяет выявить чувства и мысли, которые скрываются в глубинах нас самих и которые нам не удается осознать в состоянии бодрствования. Кроме этого, сновидение – это творческий акт, в котором «средняя» личность демонстрирует творческий потенциал, о котором она едва догадывается, находясь в состоянии бодрствования.
Фрейд считал, что сновидение – это искаженное выражение исполнения желаний (в основном сексуального характера), на пути осознания которых стоит инстанция, осуществляющая цензуру, искажающая его, делающая сон непонятным.
Техника анализа сновидений Фрейда аналогична обычной технике психоанализа – это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, что элементы сновидения связаны с повседневным опытом переживания. Формирование сновидений – активная переработка этих переживаний; эта переработка была названа «работа сна». Психоаналитическая трактовка воспроизводит эти процессы в «обратном» порядке. Работа сна противоположна работе анализа.
Фрейд описал несколько процессов переработки информации в сновидении.
- Сгущение – содержание сновидения является сокращением скрытых мыслей; термин «собирательный образ» демонстрирует сходство этого механизма с особенностями художественного творчества.
- Смещение – скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а «намеком» (например, значимое лицо появляется в виде животного или значимое занимает не центральное положение в сновидении, а отодвигается на его периферию).
- Превращение скрытых мыслей в зрительные образы.
- Перевертывание – желания сновидца исполняют другие персонажи.
- Вторичная обработка – установление логических связей; осуществляется в случае, когда сновидец пересказывает сновидение.
- Символизация – способствует маскировке мыслей сновидения.
Фрейд определял процесс символизации как «превращение мысли в зрительные образы». Фрейд не призывал к прямой трактовке символов; только свободные ассоциации способны показывать значение элементов сновидения.
С точки зрения Фрейда, смысл сновидения (который определяет его психологическую функцию) – освобождение от психологических конфликтов бодрствования.
Общая функция снов, с точки зрения К.Г. Юнга заключается в попытке восстановить психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает весьма деликатным образом целостное психическое равновесие. Юнг называет это дополнительной (или компенсаторной) ролью снов в психической жизни. Этим объясняется, согласно Юнгу, почему люди с нереальными целями, или нереалистично завышенным мнением о себе, или строящие великие планы, которые не адекватны их реальным возможностям, видят во сне полеты и падения. Сновидение компенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности нереалистичного пути. Если же предупредительные сигналы сновидения игнорируются, то может произойти реальный несчастный случай. Жертва может упасть с лестницы или попасть в автомобильную катастрофу, считал Юнг.
Таким образом, сны могут оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как они произойдут в действительности. И это не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в жизни имеют долгую бессознательную историю.
Для сохранения постоянства разума и даже, физиологического здоровья, бессознательное и сознание должны быть связаны самым тесным образом, двигаться параллельно. Если же они расщеплены, наступает психологическая нестабильность. Символы сна — важные посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, а их интерпретация обогащает бедность сознания, так как она учит его снова понимать забытый язык инстинктов.
Юнг предупреждал о глупости допускающей, что существует готовый систематический истолкователь снов, который достаточно лишь купить и найти в нем соответствующий символ. Ни один символ сна не может быть взят отдельно от человека, этот сон видевшего, нет и единой однозначной интерпретации любого сна.
Вместе с тем, есть сны и отдельные символы (Юнг называет их «мотивами»), достаточно типичные и часто встречающиеся. Среди таких мотивов наиболее популярны падения, полет, преследование хищными зверями или врагами, появление в публичных местах в голом виде или в странной одежде, состояние спешки или потерянности в неорганизованной толпе, сражение в безоружном состоянии или с негодным оружием, изнурительное убегание в никуда. Типично инфантильным мотивом является сновидение с вырастанием до гаргантюанских размеров или уменьшением до неопределенно маленьких, или трансформацией одного в другое. Однако эти мотивы необходимо рассматривать в контексте всего сна, а не в качестве самообъясняющих шифров.
Юнг делает очень важное замечание о том, что сам анализ не столько техника, которую можно выучить, а затем применять согласно правилам, сколько многосоставной обмен между двумя личностями. Если анализ осуществлять механически, то индивидуальная психическая личность теряется и терапевтическая проблема сводится к простому вопросу: чья воля будет доминировать — пациента или аналитика? Юнг постулирует идею исцеления, которое исходит из личности самого пациента, а не путем внушений терапевта, которые могут иметь лишь преходящее значение.
На место свободных ассоциаций Фрейда Юнг ставит амплификацию, «направленные ассоциации он использует для выявления символов и мотивов бессознательного, для того, чтобы раскрыть значение сновидения и понять проблему пациента». Этапы амплификации: подготовительный этап направлен на «игру» с различными символами сновидения, чтобы подготовить почву для пробных интерпретаций смысловой картины сна; сбор ассоциаций сновидца и пробные интерпретации сна; обращение к архетипическим параллелям (мифам, легендам, сказкам); собственно толкование сновидения как носителя важной информации из бессознательного; ритуал – совершение определенных действий, символически выражающих то, к чему призывает сновидение.
Юнг выделял четыре части в структуре сновидения:
- экспозиция – демонстрирует изначальную ситуацию сновидца, исходную позицию, проблемы, которые поднимаются в сновидении;
- завязка – сюжет усложняется, напряжение увеличивается;
- кульминация – наступает перелом, изменение;
- разрешение – результат случившегося.
Из этих двух подходов, предложенных двумя великими гениями, и вытекают две традиции толкования сновидения:
Первый опирается на фрейдовский метод толкования. Для этого подхода главный вопрос в анализе сновидения: «Почему?». Задача анализатора переосмысление опыта предшествующих событий. Второй подход в работе со сновидениями артикулирует вопрос: «Для чего?». С точки второго подхода сновидения сигнализируют из бессознательного, эти сигналы о чем-то предупреждают, сообщают, ставят задачи перед сновидцем.
Большинство современных психотерапевтов в работе со сновидениями используют второй подход, у истоков которого стоял Юнг.
С позиций гештальт-терапии сновидения являются попыткой психики интегрировать в целое отколовшиеся части «Я». Сновидение – это незавершенный гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура) т.е. незавершенную проблему, неудовлетворенную потребность, невыраженное чувство. Работа со сновидением предполагает рассматривать элементы сновидения как части личности, которые находятся в конфликте. Задача работы со сновидением – интеграция отвергаемых частей в целое, т.е. работа со сном призвана завершить гештальт.
В гештальт-терапии понимание содержания сновидения не имеет значения, важно концентрироваться на переживании. Переживаемый опыт становится открытием, а это «правильнее», нежели понимание, которое ограничивается интеллектуализацией.
В гештальт подходе позиция из «Мне письмо» должна превратится в «Себе письмо», это означает, что сновидение приходит не из вне (неизвестно откуда это письмо), а сновидец сам пишет себе это послание. Ф. Перлз предложил технику «идентификации с образом» персонажа сна. Техника состоит в том, что сновидец играет роль персонажа, двигается и говорит от его имени. Идентификация представляет собой противоположность процессу отчуждения (Мне письмо). Идентификация с образом сновидения представляет собой возвращение себе отвергаемых частей «Я» (Себе письмо).
Этапы работы со сновидениями в гештальт-подходе:
- разворачивание сновидения – сновидец рассказывает от первого лица в настоящем времени сновидение;
- фокусировка на деталях – сновидец самостоятельно выделяет наиболее эмоциональные элементы сна;
- идентификация с образами сновидения – сновидец последовательно отождествляется с каждым образом, говорит и действует от его имени;
- организация диалога между образами сновидения;
- установление связей между элементами сновидения;
- прояснение того, какие чувства, переживания, потребности отобразились в сновидении.
Арт-терапия рассматривает сновидение как дополнительную реальность, где мы можем глубже познать себя, а также осознать тот сон, от которого нужно проснуться. Ключевыми идеями арт-терапии являются – пробуждённость, осознанность. Сновидение же рассматривается как один из способов отражения интегрированной личности, где все происходящие события являются фактами её психической реальности, стремящейся к осознанию, развитию и реализации значимых целей.
М. Босс экзистенциальный психотерапевт, использует феноменологический подход к толкованию сновидений. Босс отошел от той точки зрения на человеческое бытие (и на сновидения), которая «переводила» опыт на другой язык. Для Фрейда сон являлся результатом некоторых событий энергетического характера, частичной разрядкой. Для Юнга – за сновидением стоит присутствие и действие древних мифологических богов. Босс отвергает такие построения. Вне сновидения он рассматривает только актуальную жизнь бодрствующего человека. Босс отвергает весь набор желаний, механизмов, архетипов, компенсаций и масок, которые психоаналитик включает в толкование сновидений. Вместо свободных ассоциаций (Фрейд) или амплификации (Юнг) Босс задает сновидцу вопросы, что позволяет более ясно и открыто увидеть значение сна в соответствии с бодрствующей жизнью. Пациент обретает ценные инсайты, касающиеся бытия-в-мире. Свободное использование этих инсайтов способствует построению более здорового бытия-в-мире. Феномены сна всегда лишь то, чем они являются; они всегда раскрытие, девуалирование и никогда – сокрытие и вуалирование психического содержания. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина раскрывается в самих феноменах. Он предлагает последовательно рассмотреть место сновидения, его сюжет и собственно состояние сновидца в ходе сновидения.
Сон и бодрствование – это разные модусы одной и той же человеческой экзистенции. Отличие сновидения заключается в более артикулированной экзистенциальной структуре. Согласно Боссу, сновидцы понимают феномены во сне не как картинки или символы, они постигают их как реальные физические вещи: животное как реальное животное, человека как человека, призрака как призрака. В сновидениях мир столь же подлинный, как и в состоянии бодрствования. И там и здесь мы раскрываем нашу человеческую экзистенцию в нашем поведении и в отношениях к вещам и к людям.
Босс убежден, что сны запечатлевают экзистенциальную конституцию пациента в наиболее конденсированной форме. На этом материале аналитик пытается выделить присущий человеку способ бытия-в-мире. Его внимание фокусируется на том, для каких данностей сновидение открыто, а для каких закрыто.
Работа со сновидениями – незаменимый «путь» также и в клиент-центрированной психотерапии. В клиент-центрированном подходе работа со сновидением должна происходить не в конгитивной плоскости, а в плоскости переживаний (Ю. Джендлин призывает устанавливать контакт с клиентом не на уровне слов, а на уровне переживаний, когда в коммуникацию вовлекаются не только переживания клиента, но и переживания терапевта.) Клиент-центрированный подход может использовать различные методы и техники, суть состоит в их использовании на уровне реальных переживаний клиента.
Вариант проблемы, отразившийся в сновидении, уже содержит в себе ключи для совершения шагов, которые ведут к ее разрешению. Для успешной работы со сном, необходимо помочь клиентам (или если вы сами решили распечатать конверт с посланием) установить хорошие отношения со сновидением. Странность сновидения заставляет иногда почувствовать к нему неприятные эмоции, например, страх. Страх нужно превратить в интерес: «Разве не удивительно это сновидение!».
Вместо того чтобы выбирать в качестве интерпретации ту или иную из существующих идей, в психотерапии, сфокусированной на переживаниях, работа со сном направлена на возникновение действительных изменений в переживаниях. На уровне переживаний интерпретации – лишь гипотезы, которые лучше всего выразить в виде вопросов. Таким образом, можно использовать все теоретические модели, чтобы задавать вопросы, продолжая делать это до тех пор, пока сновидение не будет проинтерпретировано на уровне конкретно переживаемых шагов.
Работая на уровне переживаний, не нужно адресовать вопросы самому клиенту. Вместо этого следует предложить клиенту обратить вопрос внутрь себя.
Ю. Джендлин указывает, что образы сновидений сопровождаются странными и неопределенными чувствами — своим уникальным «вкусом», аурой, особым телесным качеством, которое (если на нем сосредоточиться) оказывается чувствуемым ощущением. На уровне тела чувствуемое ощущение переживается как целостность, и тогда ничто в сновидении уже не воспринимается как отдельные, не связанные между собой образы, смысл которых остается непонятным. Содержание сновидения раскрывается все больше и больше, а каждый его аспект может вызывать свое, специфическое чувствуемое ощущение. Это ощущение, возникая, потом начинает жить своей собственной жизнью. Когда ощущение проявляется и возникает целый поток подробностей, образ сновидения перестает быть удаленным объектом, о котором можно лишь теоретически рассуждать. И только такое раскрытие можно считать успехом в интерпретации сновидения, а отнюдь не какие-либо «подходящие» идеи и вызывающие на рациональном уровне желание заявить: «Ага, вот оно!». Слова, в независимости от их они точности и это лишь «всплывающие на поверхность послания, исходящие из процессов переживания, лишь символизации переживания».
Психотерапия только тогда приносит свои плоды, считает Джендлин, если она укоренена в переживании. Каждый новый шаг психотерапии, в том числе и в работе со сном должен быть проведен на глубинном, телесном уровне (рождает ли каждый шаг реальные изменения или это топтание на месте).
Согласно этому подходу необходимо спуститься в собственное нутро, чутко прислушаться к смутному телесному ощущению волнующего события и найти «ключевое слово» – «Если оно действительно является подходящим, вы испытаете чувство облегчения. Спросите свое тело: «Похоже ли это слово на то, что я чувствую?». Если действительно похоже, вы услышите своего рода телесный сигнал: «Да, это верно».