«Принцесса Мари Бонапарт — принцесса психоанализа». Часть первая.
Принцесса Мари Бонапарт - одна из выдающихся женщин в истории психоанализа.
Пока мы наслышаны о ней как о спасительнице Фрейда, благодаря ее связям и внесенной сумме денег, он смог бежать в Лондон из оккупированной нацистами Вены.
Мари Бонапарт традиционно отводится организационная роль в становлении психоанализа, чем научная, поскольку она смогла защитить психоаналитическое наследие, перевести множество работ Фрейда на французский язык и распространить психоаналитические учения во Франции, где их смогли подхватить и продолжить многие известные аналитики, в частности, Жак Лакан.
Хотя, сама Мари так же является автором многих психоаналитических работ: она занималась исследованием проблемы женской сексуальности и сексуального удовлетворения.
Но помимо этого у нее было еще множество заслуг перед психоанализом, по этой причине сегодня ее интересная личность заслуживает внимания в связи с широким распространением психоанализа.
Принцесса Мари Бонапарт (фр. Marie Bonaparte 2 июля 1882, Сен-Клу — 21 сентября 1962, Сен-Тропе) — писательница, переводчица, психоаналитик, анализант и ученица Зигмунда Фрейда, Принцесса пионер психоанализа во Франции.
Является правнучкой Люсьена Бонапарта (брата императора Наполеона Бонапарта) и внучкой Пьера Бонапарт( он был гулякой и часто ввязыввался в неприятности, попадал в тюрьмы, тайно женился на дочери водопроводчика и швейцара(Нина, Жюстин Элеонора Руффин), она в дальнейшем и воспитывала Мари).
Мать десятерых детей, Роланд Бонапарт (отец Мари) был 4-ым сыном.
И по ее наставлению, чтобы обеспечить соответствующий уровень жизни с ее социальными и финансовыми амбициями, женился на дочери Франсуа Блана (преуспевающего бизнесмена, невероятно богатого биржевого магната и владельца нескольких казино,одного из застройщиков Монте-Карло), (Мари-Феликс Blanc).
Мари Бонапарт была дочерью принца Роланд Бонапарт (19 мая 1858-14 апреля 1924) и Мари-Феликс Блан (1859-1882)
Однако через месяц после рождения, ее мать умерла от эмболии (закупорки), (ходили что это было спланированное отцом и бабушкой убийство, возможно это фантазии и Мари восхищалась какой страстью нужно обладать чтобы это сделать и винила себя за такие мысли) и детство Принцессы проходило в Сен-Клу, затем (с 1896 в семейном отеле в Париже) под тираничным игом бабушки Нины(Элеоноры Руффин).
Девочка росла в настоящем замке, в доме в Монте-Карло но для нее он казался холодным, пустым и каждую ночь ее будоражили кошмарные сновидения, она хотела умереть. Ее опекало множество гувернанток и бабушка, даже болеть не позволяли: слишком большой куш стоял на кону. Ведь в случае ее смерти все несметное приданое, отписанное ей неприлично богатым дедом, достается родственникам по материнской линии.
Ей ничего не позволялось, и менее всего - выбрать свою судьбу. Марии хотелось стать путешественницей - пересекать степи, пустыни, забираться в джунгли, побывать на Севере, изучать чужие языки... Хотела быть как ее отец.
В целом, можно сказать, что Мари была несчастлива с детства, что росла она в полной изоляции и отчаянно желала быть любимой собственным отцом. Вся ее жизнь была наполнена страхами и чувством собственной неполноценности.
Взаимоотношения между отцом, бабушкой и Мари Бонапарт в детстве формировались тяжело и отчуждённо. В такой атмосфере молодая девушка написала целый ряд манускриптов, в которых описывала свою ситуацию.
Много лет спустя она опубликовала эти свои детские фантазии, снабдив их собственными интерпретациями, которые смогла создать во время проведения психоанализа.
Однажды (поездка со скульптурой) в 15 летнем возрасте во время путешествия по Италии
Странная скульптура Лоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы" в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа произвела неизгладимое впечатление на Принцессу.
С тех пор ее не покидала мечта испытать те же чувства, что и героиня скульптуры.
И она даже знала, как осуществить эти эротические фантазии, ибо не раз становилась тайной свидетельницей любовных сцен между дядей Паскалем и ее кормилицей. Именно тогда на лице мадам Нико и появлялось то выражение сладострастия, что и на лике святой Терезы.
В 1907 г. по настоянию отца Мари в неполные 25 лет выходила за сына греческого короля Принца Георга с большими надеждами: Муж был на тринадцать лет старше ее и мог бы сыграть роль отца в ее жизни, но он оказался гомосексуалистом(сексуальные инстинкты утолял со своим двоюродным дядей - адмиралом флота, принцем Вальдемаром Датским), первый интимный опыт ее разочаровал. Никакого томления, никакого экстаза (как та статуя) Мари не испытала.
Супруги с трудом зачали двоих детей, Петроса и Евгению: Георг делал это чуть ли не стиснув зубы, а потом торопливо покидал ложе - Мария же долго рыдала.
Отношения межу принцем Георгом и ею были необычайно отчуждёнными, как в эмоциональном отношении, так и в физическом. Свои потребности в любви Мари Бонапарт удовлетворяла в целом ряде внебрачных отношений, наиболее значимых из которых была связь с Aristide Briand, премьер-министром Франции.(Аристид Бриан)
Ходят слухи, что впервые она испытала оргазм с собственным сыном. Пьер был ее первенцем и обожал мать, подростком по утрам прибегал в ее спальню.
Но все же Мари отказалась от связи с сыном, хотя и не без помощи доктора Фрейда. Неожиданно удачный опыт с сыном перевел интересы Мари на молодых людей: ее любовниками до самой смерти были мужчины не старше 28 лет. Кстати, свободное от психоанализа и любовных утех время Мари проводила в Африке, где охотилась на крокодилов.)
С раннего детства Мари написала целый ряд монускриптов о своей жизни, она знала несколько языков и была очень грамотной девочкой, имела тягу к науке.
Мари Бонапарт опишет в 1918 году в одном из своих манускриптов, озаглавленным Les homes que j’ai aimés (Мужчины, которых я любила) история о том как
Еще в шестнадцать лет ее попытался шантажировать корсиканский секретарь, которому она написала несколько любовных писем. Она думала это любовь, но оказалось были нужны просто деньги Мари...(Фрейд считал что ее отношение к своему огромному пугающему состоянию предвзятым)
1920 г работа "Военные войны и социальные войны" (1920, опубликована в 1924г.) - * Guerres militaires et guerres sociales, Paris
С ранних лет ее поглощали мысли, связанные со смертью матери и с репутацией деда, со своей смертью. Так, в 1921 году она была на галерее для публики все время, пока шел суд над Анри Ландрю, который был женат на десяти женщинах – и всех их убил.
Комплексы самой принцессы были связаны как с ее внешностью, так и с ее женским началом. Больше всего ее огорчала неспособность испытывать «нормальный оргазм».
Она "осыпана почестями и славой", но думает что всех интересует лишь ее деньги и страдает от холодности. Именно эта трудность способствует ее первым попыткам изучения сексуальности, о которой она говорит открыто и резко.
Недостижимый "Экстаз святой Терезы" стал ее навязчивой идеей.
Она начала активно изучать проблемы женской сексуальности.
У нее уже было несколько пластических операций (на носу и груди), когда она познакомилась с венским гинекологом Йозефом Хальбаном; они совместно разработали теорию, которая могла Путем операции обмануть природу, изменив строение половых органов сделать доступным оргазм. Речь шла о переносе клитора, который он назвал «клиторикатезисом».
(Благодаря подрезанию связки, которая прикрепляет клитор к лобковой кости, клитор можно отвести и кожу вокруг него сшить плотнее. Стоит заметить, что точно такой же надрез делается при проведении операций у мужчин – для увеличения длины пениса)
Но это не помогло. Радость оргазма оставалась неведомой. А значит причина лежала вовсе не в поле анатомического строения, а гораздо глубже...в психическом.
(Позднее в 1949 году Бонапарт сообщила о пяти подобных случаях; и мы можем предположить, что она писала о тех же пяти женщинах, которых оперировал доктор Хальбан. Впоследствии принцесса Мари провела исследования женщин, у которых была осуществлена клитородектомия. В одной из статей она не скрывает «хирургических прегрешений» своей молодости и смиренно признает, что ее тогдашние идеи были ошибочными, а также «парааналитическими»…)
1923 году Мари Бонапарт читает работу Зигмунда Фрейда « Введение в психоанализ », которую ей посоветовал Гюстав Ле Бон и начинает активно интересоваться этим малоизвестным в те времена направлением. У Мари была возможность поговорить о психоанализе с мадам Сокольницка, ученицей Ференци и Фройда.
Ещё до личного анализа в 1924 году Мари Бонапарт, под псевдонимом А. Э. Нариани, опубликовала в журнале «Брюссель Медикаль» результаты исследования двухсот женщин в Париже и Вене, статью «Заметки о анатомическим причинах фригидности женщин». Для этих исследований Мари познакомилась с известными парижскими и венскими гинекологами, сформировала группу женщин, которые рассказывали ей о своих переживаниях или проблемах в интимной сфере. Провела исследования, опросы, сопоставила факты, потом линейкой у более чем у 300 женщин измерила расстояние от клитора до влагалища и если оно было больше ширины большого пальца, то женщина не способна к оргазму.
А позднее Мари Бонапарт в качестве объекта исследований стала предпочитать фаллических женщин. Примером личного опыта в этом отношении была её бабушка, принцесса Pierre.
В целом ряде статей Мари Бонапарт занимается проблемой пассивности и мазохизма женщины.
В 1924 году у постели умирающего отца Мари году читала фройдовские «Лекции», вследствие смерти своего отца, она впадает в депрессию.
Потеря отца, которого она любила довольно амбивалентно, побудила её искать разрешения своих проблем в психоанализе. У Мари была возможность поговорить о психоанализе с мадам Сокольницка, ученицей Ференци и Фройда.
Бессознательно она искала второго отца. В оставшихся от отца бумагах Мари обнаружила пять небольших, чёрных тетрадок, которые были написаны ею в возрасте между семью и десятью годами. Она больше не помнила о них, да и не понимала, что обозначали её детские фантазии. Это тоже было причиной обратиться к прохождению анализа.
В 1925 году она убеждает Лафорга ходатайствовать перед Фрейдом, чтобы он ввел ее в психоанализ.
Мари уже была готова покончить собой, но ее спасла встреча с Фрейдом.
И на 15 лет принцесса стала его ученицей, пациенткой, популяризатором, спасителем, переводчиком, издателем.
Она убедила Фрейда взять ее пациенткой 30 сентября 1925 года. Каждый год, начиная с 1925, она приезжала на несколько месяцев в Вену, чтобы проходить анализ у Фройда, который вначале несколько сдержанно принял её на анализ, так как полагал, что речь идёт только о модном капризе дамы из высшего света. Но довольно скоро она стала одной из самых любимых учениц Зигмунда Фройда.
Этот психоанализ продолжается до 1938 года, по случаю ее более или менее длительных пребываний (от двух до шести месяцев) в Австрии, так как она совмещает одновременно свое лечение, свою светскую жизнь и свои семейные обязанности.
Так Мари Бонапарт создаёт традицию «прерванного психоанализа», когда анализант живёт в другой стране и регулярно приезжает к своему аналитику на несколько недель. Сегодня такой вид анализа активно практикуется многими психоаналитическими школами во Франции.
Новаторством Марии Бонапарт, ставшим сегодня традицией, было то, что она стала первым практикующим психоаналитиком во Франции, не имеющим медицинского образования.
Ее психоанализ у Фрейда, ее светское и общественное влияние, ее частые поездки между Веной и Парижем дают ей роль посредника между группой парижских психоаналитиков и Фрейдом. Она становится его представительницей в Париже.
Ещё до прохождения своего анализа Мари Бонапарт устроила дела так, чтобы в Париж приехал Рудольф Лёвештайн, прошедший обучение в Берлинском Психоаналитическом институте. (он анализировал её сына и был любовником Мари, Фрейд был против этого любовного треугольника, тк у Принцессы имели место и инцестуозные отношения с сыном Пьером, которые она окончила лишь после анализа с Фрейдом).Он прибыл в феврале 1925 года, для того чтобы вместе с Лафоргом, мадам Сокольницка и др. основать Парижское психоаналитическое общество. На этом заседании Мари Бонапарт в определённом смысле была посыльной Зигмунда Фройда.
Официальное открытие Парижского Психоаналитического общества произошло в 1926 году.
4 ноября 1926 года Мари Бонапарт учреждает первое и на сегодняшний день наиболее влиятельное психоаналитическое общество — Парижское психоаналитическое общество. (La Societe Psychanalytique de Paris)
Она назначает первого президента общества Рене Лафорга.
Пылкая сторонница Фрейда и анализантка учителя, она вмешивается в дебаты молодого общества с властью. В 1926, в одном из ее писем к Лафоргу появляется выражение, « Фрейд мыслит как я », которое будет способствовать тому, что в обществе парижских психоаналитиков ЕЕ прозовут « Говорящая, как Фрейд ! », "Фрейд сказал бы то же самое".
Теперь она занимается переводами важнейших статей Фройда на французский язык и пытается положить конец склонности французских психоаналитиков изобретать свою французскую терминологию для психоанализа. Работами в области прикладного психоанализа французские психоаналитики старались оправдать психоанализ в интеллектуальной Франции.
С 1927 года она финансирует « Французский Психоаналитический журнал », где сама публикует десяток статей, в том числе переводы работ Фрейда « Будущее одной иллюзии » и « Введение в теорию инстинктов », которые содержат курс его лекций, прочитанных с в Институте Психоанализа.
Она перевела на французский язык и издала на свои деньги книги Фрейда:
«Бред и сны в «Градиве» Йенсена»,
«Очерки о прикладном психоанализе»,
«Метапсихология» и
Пять основных клинических случаев Фрейда: «Дора» (1905), «Маленький Ганс» (1909), «Человек-с-крысой» (1909), «Шребер» (1911) и «Человек-с-волками» (1918) (совместно в Рудольфом Левенштайном). Она переводит « Пять типов психоанализа » в сотрудничестве с Левенштайном.
В 1927 году она осуществляет перевод « Воспоминания о детстве Леонардо да Винчи »
«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи»
Фрейда, где появляется под своим именем. Это скандал для ее светской среды, причем до такой степени, что ее муж пытается заставить ее порвать отношения с Фрейдом.
«Все что мне нужно-это пенис и способность к оргазму!"-сказала она мужу когда он противился ее увлечению психоанализом и общением с Фрейдом.
В небольшой работе "О символизме трофеев головы" (1927 г) она обращается к теме символического функционирования в культуре переживания чувства всемогущества и страха кастрации. На материале различных этнографических толкований, примеров из народной психологии она вскрывает происхождение сакрального и профанного культа рогов, которые одновременно символизируют силу и указывают на обманутого в своей силе мужчину. Фаллическое могущество может оборачиваться переживанием потери или кастрации. Эти противоположные тенденции вбирают в себя народные обряды, культы и верования. Бонапарт обсуждает различные формы охоты и добывание трофеев, показывая их часто символическое, т. е. утратившее утилитарный характер значение добывания сакральной силы, фаллического всемогущества.
Данный текст интересен как очередной талантливый вклад в разворачивание фрейдовской психологии, позволяющей вскрыть природу наших повседневных взглядов и действий.
Содержание: рассматривает :Оборот речи и его история, Героические рога, Магические рога, Трофеи войны, Трофеи охоты, Иронические рога.
1927г. - работа "Случай госпожи Лёфевр"(Le cas de madame Lefebvre).
в которой она представила психоаналитическое исследование женщины‑убийцы, которая всех поставила в тупик явной бессмысленностью своего поступка (известный как "случай госпожи Лёфевр", опубликованный в 1927). Отвращение и восхищение – эти два чувства постоянно боролись в душе Мари.
Клинический случай: Убийство на почве материнской ревности Пациент: Женщина, 63 года убила свою сноху на почве ревности к собственному сыну (бредовая угроза: что его может отобрать другая женщина) и ей стало легче: в тюрьме прошли ее ипохондрические жалобы(опущенные органы, боль в печени, "скрученность нервов" и даже реальный диагноз ее перестал тревожить(рак груди-от неудобного матраса), в тюрьме ее волосы почернели, она успокоилась как сказала сама г-жа Лефевр, ее психика скатилась к состоянию психоза, защитной успокаивающей бредовой конструкции( бред притязания-похищение ее сына другой женщиной), резонерствующее безумство, хронический систематизированный психоз. Ключевые понятия: Ипохондрия Паранойя Психоз Ревность Резонерствующее безумие Убийство Эдипов комплекс.
В 1928 году Мари Бонапарт в одной из статей, называющейся «Идентифицирование дочери со своей мёртвой матерью», опубликовала фрагменты своего двухлетнего анализа, который она проходила у Фройда.
Мари Бонапарт очень ясно описывает огромное значение, которое для неё в течение всей жизни имел отец. Именно отец тогда, когда ей шёл девятнадцатый год, дал прочитать истории Эдгара Алана По. Но только после прохождения анализа у Фройда, она оказалась в состоянии действительно читать эти истории, так как страх за то, что мать, умершая вскоре после её рождения, придёт, чтобы отомстить за себя, не позволял ей их понять.
В 1933 году вышла книга «Эдгар По. Психоаналитическое исследование», предисловие к которой написал Зигмунд Фройд. (* Edgar Poe. Étude psychanalytique — avant-propos de Freud).
"В этой книге мой друг и ученица Мария Бонапарт пролила свет психоанализа на жизнь и творчество великого болезненного художника. Благодаря ее толкованию теперь понятно, насколько характер его произведений обусловлен его человеческим своеобразием, а также становится ясным, что само это своеобразие было конденсатом сильных эмоциональных привязанно-стей и мучительных переживаний его ранней юности. Такие исследования не обязаны объяснять гений художника, но они показывают, какие мотивы его пробудили и какой материал ему принесла судьба. Изучать законы человеческой психики особенно привлекательно на примере выдающихся индивидов."( предисловие Фрейда).
Мари Бонапарт пыталась показать, что при анализе литературных произведений можно опираться на те же самые механизмы, которые задействованы при сновидениях.
Она осуществляет психоанализ в своем кабинете на улице Адольфа-Ивона в Париже затем в Сен-Клу, используя оригинальные методы: она посылает свою машину ехать за своими клиентами и возвращаться с ними, и встречает их на шезлонге за вязаньем. (фрейд считал это неправильным)
Мари Бонапарт активно участвовала и в сохранении наследия своего кумира.
Мари обсуждает письма Фрейда и Флисса и их выкуп с военными. Вскоре в них обнаружится скрытый гомосексуализм в общении друзей, потому Фрейд хотел их уничтожить... Но Мари видела в них научную ценность и мечтала сохранить.
В 1934 она покупает переписку Фрейда с Вильгельмом Флиссом за 12000 (неподьемная сумма для Фрейда), которые выставила на аукцион вдова последнего. Несмотря на протесты самого Фрейда, который хотел уничтожить эти письма, Мари Бонапарт сохранила их и опубликовала в начале пятидесятых годов. Здесь источники расходятся, некоторые говорят что они остались конфисковаными у нацистов.
Параллельно в 1930 основывает клинику Шато Де Гарш, специализирующуюся на лечении депрессий и различных психиатрических заболеваний, занимающую поместье, принадлежавшее семье Антуана де Сент-Экзюпери.
Она привлекает во Францию ведущих психоаналитиков того времени — Рудольфа Левенштайна (будущего аналитика и непримиримого оппонента Жака Лакана), Раймона де Соссюра, Шарля Одье, Анри Флурнуа — что на многие годы делает Париж мировым центром психоаналитической мысли. Вместе с тем, она проводит свою политику довольно жёстко и безапелляционно, получив от своих коллег прозвище «Фройд-бы-сказал-то-же-самое».
Зигмунд Фрейд, безусловно, оказал на Мари Бонапарт огромное влияние. Но и ее заслуги перед учителем трудно переоценить.
После аншлюза Австрии 1938 года, Фрейду удалось уехать из Третьего Рейха вместе с женой и дочерью Анной, уже побывавшей на допросе в гестапо, именно благодаря связям и финансовой помощи (более 4 тысяч долларов(35000 тогдашней валюты)) именитой ученицы. Это дало возможность восьмидесятитрехлетнему основателю психоанализа относительно спокойно умереть в 1939 году в Лондоне. ( его прах хранится в антикварной прусской вазе, которую презентовала ему Мари).Мари с Анной долго уговаривали его уехать.
Правда, провалилась попытка спасти и переместить за границу Международное Психоаналитическое издательство и библиотеку Венского Психоаналитического общества.
Венское ПА общество НЕ МОГЛО ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ, а Цюрих уже занят Юнгом-оставался Лондон.
В июле 1938 года при переезде в Лондон, на один день Фройд остановился в доме Мари Бонапарт.
Мучительное время ожидания на отъезд за границу Фройд использовал для перевода вместе с Анной Фройд книги «Топси», в которой Мари Бонапарт описывает свою собаку чау-чау, оперированную от рака, у Фройда тоже была чау-чау и он подарил щенка Мари во время ее анализа в Вене.
Фрейд всегда относился к Принцессе с большим уважением. Именно в письме к Мари он осмелился признаться, что все‑таки так и не получил ответа на животрепещущий вопрос: «Was will das Weib» («Чего же хотят женщины?)…
В мае 1939 года Институт Психоанализа закрыт, и « Французский Психоаналитический журнал » прерывает свою публикацию.