- Папа, я стану таким как ты, - спрашивает сын у отца, - когда вырасту?
- Конечно, сынок, - без колебаний отвечает родитель.
Быть похожим – совпадать в отношении к верованиям и традициям, в правилах и принципах, в ремесле и предпочтениях…
Искренний ответ на серьезный вопрос ребенка, звучащий из поколения в поколение, из семьи в семью. Представление отца о будущем сына. Вариантов у ответа – множество. Например, такой:
- Нет, сынок. Ты не станешь таким как я. Как мама, как твой дядя или твой дед. Ты не можешь стать нами, так же как и мы тобой. Тебе это и не нужно. Ты будешь собой.
Мы с мамой – твои родители. Мы родили тебя. В тебе - наши качества и еще множество тех, которых у нас нет. Мы, всего лишь, стараемся дать тебе все то, что позволит выжить в этом мире.
Чем старше ты становишься, тем более собой будешь становиться. Мы знаем об этом мире много, но далеко не все эти знания являются законченными, хотя и кажутся тебе такими, сегодня. Поэтому, постарайся, больше слушать самого себя и самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
Почему отец выбрал ответом именно тот вариант, который выбрал? Возможно, мальчиком, он услышал его от своего отца? Авторитет родителя, в то время, распространялся на многое, что было им сказано. Мальчик принял ответ «на веру», а его детская мысль построила порядок о похожести сына на отца.
До своего вопроса к отцу, ребенок воспринимал реальность, как множество вариантов ответа. В момент ответа, похожесть, стала мостиком. Мостиком, между реальностью и представлением о реальности в сознании ребенка. С этого момента, происходящее, либо укрепляло похожесть, либо отвергалось мыслью, как противоречащее ему.
Мысль, по природе, тяготеет к последовательности маршрутов своего движения. Единожды откатанная ею колея подхода к определенной вещи или явлению - предпочитается, затем, другим. Зачем строить дополнительные железнодорожные пути к месту назначения, если одно из них уже имеется? Логично, с точки зрения экономии энергии и безопасность обеспечена – путь уже проторен, поезд прошел по нему и вернулся без потерь.
Мысли безопасней иметь дело не с самой реальностью, а с ее посредниками – образами реальности, произвольно выбранными, из множества вариантов. Произвольность выбора основана на авторитетном мнении. Люди, в сообществе, считают авторитетом того, чьи поступки и поведение, в совокупности, приводят к наилучшим результатам, как правило.
Взрослея, мальчик, наполнял «корзинку» своей похожести все большим количеством фактов и событий. Эмоциональные переживания. Зрительные образы. Обонятельные, тактильные, вкусовые соответствия. И понятия - слова, указывающие на похожесть и представляющие ее смыслы собственному сознанию. Содержимое корзинки, периодически, отбрасывалось в сторону, потеряв актуальность или изменялось, не влияя, существенно, на суть.
Похожесть приобретала все большее влияние. Она служила фундаментом, на котором человек формировал свои правила и принципы, строил убеждения и взгляды, основывал ценности и лепил идентичность. Похожесть вросла в другие похожести, сплетаясь с ними. Служила строительным материалом для новых, подобных себе, стереотипов мышления.
Конструкция похожести имеет строгий и согласованный порядок взаимодействия всех своих элементов. Как у каждой живой и открытой системы, у похожести существует четкая иерархия, центр и периферия. Разбирая структуру и принципы существования единственной похожести, разбираем всю систему стереотипного мышления, систему представлений об окружающем мире и себе, которую человеческая мысль использует, подменяя непосредственный контакт с реальным миром. Это, как подошва на обуви, которая служит посредником между почвой и кожей стопы.
Ключевое качество похожести – ее неполнота. Она способна представлять только часть реальности. Определенный фрагмент. Рано или поздно, фрагментарность приводит к конфликту с той частью реальности, которая не смогла быть представлена. В примере с сыном и отцом, конфликт наступит тогда, когда качества сына, присущие только ему, приведут его к поступкам, не совпадающим с ожиданиями отца.
Когда взрослый мужчина, под давлением фактов и периодических конфликтов с собой и миром, попытается усомниться в верности того или иного своего, то ему потребуется приложить достаточно серьезный труд, что бы изменить то, что создавалось и укреплялось не один год. Но, даже, после осознания ошибочности своего представления, после эмоциональной разрядки в кабинете специалиста или за столом друга, он, чаще всего, продолжает нести в себе конфликт. Ведь он воздействовал на одну похожесть, а не на всю систему.