Понятие научной парадигмы подробнейшим образом разобрано в классической работе Томаса Куна «Структура научных революций», которую он написал в 1962 году. В этой работе он обозначает парадигму как систему идей и представлений, объединяющей членов научных сообществ, признанные членами этих сообществ научные достижения как систему.
Однако нас интересует, в первую очередь, не парадигма как таковая, не кризисы науки и смены парадигм в философском и социологическом смысле, как это описано у Куна, а парадигмы, господствующие в современной психологии и психотерапии.
Понимая парадигму как правила и стандарты, принятые в современном психологическом научном сообществе, можно выделить несколько таких парадигм, которыми руководствуются психологи.
В. А. Янчук в монографии «Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход» (Минск, 2000) выделяет следующие парадигмы: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная, деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая.
Можно предположить, что психологи, которые относят себя к различным психологическим школам, придерживаются и разных парадигм: психоаналитики — психодинамической, роджерианцы — гуманистической и т. д. Разумеется, это упрощенный взгляд на проблему. Так, например, психологов, работающих в когнитивно-поведенческом подходе уже даже по названию можно отнести к специалистам, работающим сразу в двух парадигмах — когнитивной и поведенческой; гештальтисты, на мой взгляд, пользуются и экзистенциальной, и гуманистической, и системной парадигмами.
По большому счету, любой практикующий специалист в области психологии, не может удержаться в рамках одной парадигмы, а в том или ином виде использует большую их часть.
Обычно все многообразие психологических подходов и школ делят на три большие группы: психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический, иногда (как, например, В.Е. Каган во время выступления на конференции «Горизонты психологии» в Санкт-Петербурге 23 апреля 2016 г) добавляя трансперсональный подход. В этой связи можно было бы говорить о трех или четырех основных парадигмах в психологии (в зависимости от того, признаем мы или нет трансперсональный подход как имеющий отношение к научному).
Как пример, основными положениями психодинамической парадигмы можно было бы назвать:
-
Предметом исследования является психика человека.
-
Основное направление исследования — область бессознательного (существование которого принимается априорно).
-
Принцип историчности — симптом, проблема развивается в течение какого-то времени, имеет причину в прошлом человека и т. д.
Гуманистическая парадигма
-
Предмет исследования — личность, система отношений личности.
-
Фокус внимания — на субъективной сфере, прежде всего - чувствах и т. д.
В данной небольшой статье не ставлю своей задачей дать подробное описание парадигм, принятых в настоящее время в психологии — лишь набросок в качестве примера.
Исходя из терминологии Куна, психология в настоящее время является метапарадигмальной наукой. Существует большое число парадигм, проникающих друг друга, вступающих в синтез друг с другом. Ярчайший пример — слияние когнитивной и бихевиоральной парадигм в когнитивно-поведенческом подходе.
Также возникновение и все более широкое признание новых парадигм — эклектической и интегративной (или даже, как у Янчука — интегративно-эклектической), как бы странно это не прозвучало — метапарадигмальных парадигм.